Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коршуновой Л.А.,
судей: Волынчук Н.В., Хлебникова А.Е.,
при секретаре Костюковой М.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материал по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО "ВТР проект" и ООО "Смоленсктепло" о возложении обязанности продолжить эксплуатацию газовой котельной
по частной жалобе Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области на определение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 05 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Коршуновой Л.А., судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, потребителей тепловой энергии, обратилась в суд с иском к ЗАО "ВТР проект" и ООО "Смоленсктепло" о возложении обязанности на собственника имущества- ЗАО "ВТР проект" и организацию-арендатора котельной ООО "Смоленсктепло" продолжить эксплуатацию газовой котельной, расположенной по адресу: ... , деятельность которой с 18.09.2015 прекращена, с целью недопущения возникновения дефицита тепловой энергии и срыва отопительного сезона в осенне-зимний период 2015-2016 г.г.
Определением судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 05 октября 2015 года в принятии искового заявления отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.
В частной жалобе Администрация МО "Рославльский район" Смоленской области ставит вопрос об отмене определения судьи, указав, что суд сделал необоснованные выводы о том, что возможно индивидуализировать лиц, получающих услуги по теплоснабжению, что у Администрации не имеется полномочий по защите прав потребителей услуг.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене.
Отказывая в принятии искового заявления, судья указал, что по данному делу Администрация МО "Рославльский район" Смоленской области не имеет полномочий на обращение в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а кроме того, лица, чьи права нарушены, могут быть индивидуализированы, то есть неопределенность круга лиц в настоящем споре отсутствует.
Судебная коллегия с приведенными выводами судьи согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органам государственной власти, органам местного самоуправлении, организациям или гражданам предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", органы местного самоуправления, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии со ст. 44 Закона РФ от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями) в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе: обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга лиц).
В данном случае исковые требования мотивированы нарушением прав и законных интересов потребителей тепловой энергии, проживающих на территории Рославльского городского поселения, в отношении которых подачу тепловой энергии осуществляет названная котельная, а именно: жилые массивы 15,16, 17, 34 микрорайонов, ул.Мичурина, ул.Дачная, а также социально-значимые объекты: 4 школы, 6 детских садов, городская поликлиника, детский приют "Теремок", Центр обслуживания пенсионеров. Круг лиц, чьи права нарушены отсутствием подачи тепловой энергии, по указанным социально-значимым объектам, является неопределенным.
Кроме того согласно пункту 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
К полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения относится согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации (п.5 ч.1 ст.6).
Частью 1 ст.21 названного закона предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники и иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей установлен Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2012 г. N889.
Согласно приведенным выше положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы местного самоуправления обязаны организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений и соответственно в целях защиты прав и законных интересов граждан- потребителей тепловой энергии вправе обратиться в суд.
При таком положении судья необоснованно отказал в принятии искового заявления по указанным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
определение судьи Рославльского городского суда Смоленской области от 05 октября 2015 года отменить, направить материал в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.