Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей: Туникене М.В., Чеченкиной Е.А.,
при секретаре Костюковой М.Д.,
рассмотрела в апелляционном порядке дело по апелляционному представлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 13 августа 2015 года по заявлению Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области о признании незаконным и недействующим решения Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 26 ноября 2009 года N 70 "Об утверждении генерального плана города Ярцево".
Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., выслушав прокурора Юрченкову Л.Н., поддержавшую доводы апелляционного представления, представителя заинтересованного лица Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Бугаеву Е.Г., полагавшую обоснованными доводы апелляционного представления, представителя административного ответчика Администрации МО "Ярцевский район" Семенова В.А., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда
установила:
Ярцевский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в Ярцевский городской суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 26 ноября 2009 года N 70 "Об утверждении генерального плана города Ярцево" в части изменения существующих границ земель лесного фонда категории защитных лесов площадью 1259,8 га. В обоснование требований указано, что согласно утвержденному генеральному плану г. Ярцево земли лесного фонда площадью 1259,8 га, на которых расположены защитные леса, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти переведены в другую категорию и включены в состав земель Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области.
В судебном заседании помощник Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области Ларионова Ю.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области Татаренко Е.В., администрации МО "Ярцевский район" Смоленской области Семенов В.А. требования заявления Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области не признали, просили в их удовлетворении отказать.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, межрайонного отдела N8 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Обжалуемым решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 13 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований Ярцевского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц судом отказано.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению прокурора, нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит Лесному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172- ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", поскольку проект утвержденного генерального плана, в соответствии с которым земли лесного фонда включены в границы населенного пункта- Ярцевского городского поселения, не был согласован с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ прокурору в пределах его компетенции предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части по основаниям несоответствия принятого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.
Аналогичная норма, регламентирующая полномочия прокурора по обращению в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, содержалась в ст. 251 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия обжалуемого решения).
Советом депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области принято решение от 26 ноября 2009 года N 70 "Об утверждении генерального плана города Ярцево".
В соответствии с пунктом 1 указанного Решения утвержден генеральный план города Ярцево (согласно приложению).
Данное решение является нормативным правовым актом, издано уполномоченным органом и опубликовано 30 ноября 2009 года в официальном печатном издании- газете "Вести Привопья".
Прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился с заявлением в Ярцевский городской суд Смоленской области
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ссылка прокурора на отсутствие согласования проекта генерального плана с федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ, в связи с изменением существующих границ земель лесного фонда, является несостоятельной, поскольку вышеуказанные земли лесного фонда были включены в границу г. Ярцево ранее, а именно: Постановлением Главы администрации Смоленской области от 17 марта 2004 года N 73 "Об утверждении проекта городской черты г. Ярцево Смоленской области" и Постановлением Смоленской областной Думы от 27 апреля 2004 года N 98 "Об утверждении границы города Ярцево Смоленской области", которыми были утверждены проект городской черты г. Ярцево Смоленской области и границы г. Ярцево Смоленской области. Суд отметил, что данные нормативные правовые акты прокурором не оспариваются.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что согласование, предусмотренное ч. 1 ст. 25 ГрК РФ, было необходимо лишь в случаях, предусмотренных вышеуказанной нормой права, до внесения в Градостроительный кодекс изменений Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части вопросов территориального планирования", которые на момент утверждения указанного генерального плана отсутствовали, а Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований утвержден приказом Министерства регионального развития от 27 февраля 2012 года N 69, то есть позже принятия Советом депутатов городского поселения Ярцевского района Смоленской области 26 ноября 2009 года решения N70 "Об утверждении Генерального плана города Ярцево".
Судебная коллегия с такими выводами согласиться не может в силу следующего.
Из карты (схемы), являющейся приложением к генеральному плану г. Ярцево, утвержденному Решением Совета депутатов городского поселения Ярцевского района Смоленской области N70 от 26 ноября 2009 года, следует, что в черте г. Ярцево расположены территории с режимом земель лесного фонда.
Проектом городской черты г. Ярцево, составленным в 2003 году, предлагалось увеличение границ земель населенного пункта г. Ярцево, в том числе за счет земель лесного фонда РФ, включая лесные кварталы Озерищенского и Ярцевского лесничеств Ярцевского лесхоза общей площадью 1225,3 га.
По проекту городской черты г. Ярцево Смоленской области СОГУ "Бюро государственной вневедомственной экспертизы градостроительной и проектной документации" было подготовлено заключение госэкспертизы N110-Д1 от 27 августа 2003 года, утвержденное начальником СОГУ "Бюро госэкспертизы проектов" Циркуновым Н.П., которым данный проект был рекомендован к утверждению и реализации с общей площадью земель в пределах проектной городской черты 5790 га.
Из указанного заключения следует, что территория г. Ярцево представлена суммой площадей отдельно расположенных микрорайонов и улиц, между которыми расположены 1225,5 га гослесфонда и 30 га спец.назначения. При разработке генерального плана г. Ярцево эти земли были включены в его состав и в нем содержатся предложения об установлении границы (черты) г. Ярцево. Проектируемая городская черта г. Ярцево соответствует материалам генерального плана города, утвержденного постановлением главы администрации Ярцевского района от 26 ноября 1993 года N 973.
Данным заключением проект городской черты г. Ярцево Смоленской области рекомендован к утверждению и реализации под условием согласования с Федеральным Управлением лесов перевода 12,2 км? лесов I категории Гослесфонда в категорию городских лесов.
Однако данное согласование с Федеральным Управлением лесов или иным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не проводилось, что административным ответчиком не оспаривалось.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Однако такое включение не влечет за собой автоматический перевод земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, в категорию земель населенных пунктов, поскольку Законом предусмотрена соответствующая процедура такого перевода.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 46 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года N 22-ФЗ, п. 4 ст. 101 и п. 1 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления Главы администрации Смоленской области от 17 марта 2004 года N 73 "Об утверждении проекта городской черты г. Ярцево Смоленской области" и Постановления Смоленской областной Думы от 27 апреля 2004 года N 98 "Об утверждении границы г. Ярцево Смоленской области") акт Правительства РФ о переводе названных земель лесного фонда в земли иных категорий не принимался.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что при включении земель лесного фонда в границу г. Ярцево Смоленской области установленный законом порядок не был соблюден.
В силу ч. 8 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта- 26 ноября 2009 года) проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта- 26 ноября 2009 года) проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагали изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земель обороны и безопасности, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.
Поскольку предусмотренный законом порядок при включении земель лесного фонда в границы территории г. Ярцево по состоянию на 2004 год соблюден не был, проект генерального плана г. Ярцево Смоленской области, утвержденного Советом депутатов городского поселения Ярцевского района Смоленской области 26 ноября 2009 года, предполагал изменение существовавших границ земель лесного фонда категории защитных лесов площадью 1259,8 га, относящихся к федеральной собственности, а следовательно, в силу вышеизложенных положений ст. 24, 25 Градостроительного кодекса РФ подлежал согласованию с федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако проект утвержденного 26 ноября 2009 года генерального плана г. Ярцево с компетентным органом также согласован не был.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что спорные лесные участки включены в границы населенного пункта с нарушением процедуры согласования, в связи с чем решение Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 26 ноября 2009 года N70 "Об утверждении генерального плана города Ярцево" подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению в части изменения границ земель лесного фонда категории защитных лесов площадью 1259,8 га, относящихся к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 13 августа 2015 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с принятием нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 13 августа 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 26 ноября 2009 года N70 "Об утверждении генерального плана города Ярцево" в части включения в границы населенного пункта города Ярцево земель лесного фонда категории защитных лесов площадью 1259,8 га, относящихся к федеральной собственности.
Сообщение о настоящем принятом судебном решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании- газете "Вести Привопья", в котором было официально опубликовано решение Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области от 26 ноября 2009 года N70 "Об утверждении генерального плана города Ярцево".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.