Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Дубинина А.И. и Меньшова С.В.,
при секретаре Калининой Д.А.,
с участием истца Товмасяна А.Г., его представителя по доверенности Рыбалко В.Д.,
представителя ответчика по доверенности Богомоловой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Товмасяна А.Г. к Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю о признании незаконным приказа от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" и его отмене, признании незаконным предложения должности ниже замещаемой, в связи с несоответствием уровню квалификации, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов на оплату услуг представителя
по частной жалобе истца Товмасяна А.Г. в лице представителя Рыбалко В.Д. на определение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 16 июля 2015 года, которым производство по делу в части исковых требований о признании незаконным приказа от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" и его отмене прекращено.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Товмасян А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю (далее УФНС России по СК) о признании незаконным приказ УФНС России по СК от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" и его отмене, признании незаконным предложение истцу должности на три ниже замещаемой, в связи с несоответствием уровню его квалификации; взыскании компенсации морального вреда в размере 300000 рублей, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере 100000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между ним и ответчиком заключен служебный контракт от 26 июля 2005 года N 00355, в соответствии с которым истец до 1 марта 2015 года занимал должность начальника отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по СК.
В связи с изменением структуры УФНС по СК, утвержденной приказом ФНС России от 24 февраля 2015 года N ММВ-7-4/80 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю" 27 февраля 2015 года истцу была предложена работа по служебному контракту в должности старшего государственного налогового инспектора правого отдела, о чем 2 марта 2015 года между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к служебному контракту.
В соответствии с пунктом 1 указанного приказа ФНС России со 2 марта 2015 года утверждена новая структура УФНС России по Ставропольскому краю, согласно которой были объеденные два отдела: правовой отдел и отдел досудебного урегулирования споров в правовой отдел со штатной численностью до 25 человек, то есть правовой отдел в новой структуре увеличен на 10 человек.
Истец отмечает, что исходя из преамбулы приказа ФНС России от 24 февраля 2015 года N ММВ-7-4/80 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю" данный приказ издан в целях повышения эффективности работы по оптимизации структуры Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю.
Во исполнение данного приказа приказом УФНС России по Ставропольскому краю от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" упразднен отдел досудебного урегулирования налоговых споров с 2 марта 2015 года, и утверждено новое штатное расписание Управления.
Истец не согласен с приказом УФНС России по Ставропольскому краю от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий", так как считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Приказом Управления от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" сокращается 15 штатных единиц отдела досудебного урегулирования налоговых споров, одновременно в правовой отдел вводится 10 штатных единиц: 5 должностей старшего государственного налогового инспектора, 2 должности государственного налогового инспектора, 3 должности специалиста 1 разряда. Так же в отдел информационных технологий и отдел по внедрению АИС "Налог-3" вводится по 2 должности специалиста 1 разряда в каждый. В контрольный отдел вводится 1 должность специалиста 1 разряда, что так же подтверждается ответом Управления от 2 марта 2015 года N 02-60/14.
На момент издания приказа Управления от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" в отделе досудебного урегулирования налоговых споров при штатной численности - 15 единиц, фактически работало 8 человек, (в том числе 1 работник замещал работника находящегося в декретном отпуске) в следующих должностях: начальник отдела - 1 единица; заместитель начальника отдела - 1 единица; главный госналогинспектор - 2 единицы; старший госналогинспектор - 3 единицы; специалист 1 разряда - 1 единица.
Однако после объединения вышеуказанных отделов 1 сотруднику (начальнику отдела) предложили должность на 3 должности ниже ранее замещаемой, а именно, предложили должность старшего госналогинспектора. 1 сотруднику (заместителю отдела) предложили на 2 должности ниже - старший госналогинспектор, 4 сотрудникам на 1 должность ниже.
Данное сокращение должностей и уменьшение их денежного содержания могло быть логичным и законным при одновременном уменьшении фонда оплаты труда как Управления в целом, а так же правового отдела в частности, однако, полагает, указанные обстоятельства законности действий отсутствуют по следующим основаниям.
Сокращено 15 единиц при 8 замещаемых (занятых) должностях (то есть в отделе досудебного урегулирования споров, получается, имелось 7 вакансий), а в правовой отдел добавили 10 единиц (причем, как отмечалось, из них 8 единиц работающих, то есть как минимум 2 вакантные единицы уже имеются) в целом по отделу имеется в настоящий момент 6 единиц вакансий.
При этом в настоящее время при отсутствии внесения изменений в структуру Управления в отделах последнего замещаются (назначаются) на должности сотрудники с повышением должностного оклада.
На неоднократные письменные просьбы истца как председателя первичной профсоюзной организации Управления в соответствии со статьями 31, 33, 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктами 1.6.2, 3.3, 8.2, статьи 9 коллективного договора, статьями 11, 13 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", представлении в профком следующей информации:
о фонде оплаты труда Управления согласно приказу ФНС России от 31 марта 2014 года N ММВ-7-4/158 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю", в том числе с указанием по отделу досудебного урегулирования налоговых споров и правовому отделу;
о фонде оплаты труда Управления согласно приказу ФНС России от февраля 2015 года ММВ-7-4/80 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю" и приказу Управления от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий", в том числе с указанием по правовому отделу;
о штатном расписании и штатном замещении в Управлении согласно приказу ФНС России от 31 марта 2014 года N ММВ-7- 4/158 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю", в том числе с указанием по отделу досудебного урегулирования налоговых споров и правовому отделу;
о штатном расписании и штатном замещении в Управлении согласно приказу ФНС России от 24 февраля 2015 года N ММВ-7- 4/80 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю" и приказу Управления от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий", в том числе с указанием по правовому отделу,
представителем нанимателя представлена не была, что косвенно указывает на незаконный характер утверждения структуры Управления.
Истец считает, что при вынесении приказа Управление исказило истинную направленность повышения эффективности и оптимизации работы государственного органа в нарушение приказа ФНС России от 24 февраля 2015 года N ММВ-7-4/80 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю".
Более того, по факту не согласования с профкомом Управления проекта приказа от 24 февраля 2015 года N 01-05/072, а так же правомерности его принятия профкомом 2 марта 2015 года за N ПК-08/4 был направлен запрос в Объединенный профком, который был перенаправлен соответственно в вышестоящую организацию - Ставропольскую краевую организацию Общероссийского профсоюза. В ответе на указанный запрос Ставропольская краевая - организация Общероссийского профсоюза от 2 марта 2015 года N 32 сообщила о нарушении процедуры и прав членов профсоюза при принятии Управлением приказа от 24 февраля 2015 года N 01-05/072, что так же является самостоятельным основанием для его отмены.
Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 16 июля 2015 года производство по делу в части исковых требований о признании незаконным приказа от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" и его отмене прекращено на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.
В частной жалобе истец Товмасян А.Г. в лице представителя Рыбалко В.Д. просит определение суда отменить, указывая на нарушение при принятии приказа порядка уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы и порядка согласования с профсоюзной организацией сокращения государственных служащих, избранных в состав профсоюзных органов.
В заседании судебной коллегии истец Товмасян А.Г. и его представитель по доверенности Рыбалко В.Д. поддержали доводы частной жалобы, просили определение суда отменить.
Представитель ответчика по доверенности Богомолова Е.Н. просила определение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, не находит оснований к отмене определения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Судом установлено, что приказ Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 24 февраля 2015 года N 01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" издан во исполнение приказа Федеральной налоговой службы России от 24 февраля 2015 года N ММВ-7-4/80 "О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю".
Из материалов дела следует, что согласно приказу Федеральной налоговой службы России от 24 февраля 2015 года N ММВ-7-4/80 из структуры Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю исключен отдел досудебного урегулирования налоговых споров и сокращено 15 штатных единиц. В правовой отдел введено 10 штатных единиц: 5 должностей старшего государственного налогового инспектора, 2 должности государственного налогового инспектора, 3 должности специалиста 1 разряда. В отдел информационных технологий и отдел по внедрению АИС "Налог-3" вводится по 2 должности специалиста в каждый. В контрольный отдел вводится 1 должность специалиста 1 разряда.
Судом также установлено, что именно во исполнение вышеуказанного приказа ФНС России ответчиком утверждено новое штатное расписание, создана рабочая комиссия, которой было поручено в срок до 2 марта 2015 года провести процедуру по предложению новых должностей сотрудникам отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления, а начальнику правового отдела Управления предложено представить на утверждение новое положение о правовом отделе и должностные регламенты в соответствии с новыми штатными единицами, предусмотренными штатным расписанием.
Таким образом, оспариваемый истцом приказ направлен на реализацию права работодателя на изменение структуры, штатного расписания, численного состава работников организации.
В соответствии с абзацем вторым ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 данного Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым указанным Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Принимая решение о прекращении производства по делу в части, суд исходил из того, что оспариваемый приказ Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 24 февраля 2015 года N01-05/072 "О проведении организационно-штатных мероприятий" принят в отношении всей структуры Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, в связи с чем прав, свобод или законных интересов истца нарушать не может.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права.
В силу требований ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда).
Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что оспариваемым приказом не разрешается вопрос об увольнении Товмасяна А.Г., предоставлении ему установленных законом гарантий и тому подобное. Само по себе решение работодателя о возможном сокращении численности или штата работников организации не является локальным нормативным актом, которым нарушаются права работников на труд.
Таким образом, суд обоснованно прекратил производство по делу, поскольку издание оспариваемого приказа не может рассматриваться как акт, затрагивающий права, свободы или законные интересы истца.
Руководствуясь статьями 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
определение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 16 июля 2015 года оставить без изменения, частную жалобу истца Товмасяна А.Г. в лице представителя Рыбалко В.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.