Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Берко А.В.,
судей: Киселева Г.В., Горкуна В.Н.,
при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, поданной представителем по доверенности Барануковым А.А. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 16 сентября 2015 года
по заявлению заместителя Буденовского межрайонного прокурора Ставропольского края Шейкина В.В., действующего в защиту интересов Мирзамагомедовой Т.Г.к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
12 августа 2015 года заместитель Буденновского межрайонного прокурора Шейкин В.В. обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском, указав, что в результате проведённой проверки установлен факт нарушения ответчиком гарантированного федеральным законодательством права Мирзамагомедовой Т.Г. на предоставление жилья, подлежащего восстановлению. Мирзамагомедова Т.Г., 26 сентября 1995 года рождения, относится к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья. Её мать Мирзамагомедова Е.Н. решением Буденновского городского суда от 12 сентября 2007 лишена родительских прав. Мирзамагомедова Т.Г. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учёт. В настоящее время Мирзамагомедова Т.Г на государственном обеспечении не находится, что подтверждает её право на получение жилья. Мирзамагомедова Т.Г. обратилась с письменным заявлением о предоставлении ей соответствующего жилого помещения в Министерство имущественных отношений Ставропольского края. В нарушение требований закона Мирзамагомедова Т.Г до настоящего времени жильем в установленном законом порядке не обеспечена. Истец просил суд обязать Министерство имущественных отношений Ставропольского края в срок до 01 января 2016 года обеспечить Мирзамагомедову Т.Г., 26 сентября 1995 года рождения, уроженку с. Прасковея, Буденновского района, Ставропольского края, жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилищного фонда (л.д.2-3).
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 сентября 2015 года исковые требования заместителя Буденновского межрайонного прокурора Ставропольского края, действующего в защиту интересов Мирзамагомедовой Т.Г. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. На Министерство имущественных отношений Ставропольского края возложена обязанность предоставить Мирзамагомедовой Т.Г., 26 сентября 1995 года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Буденновского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения (л.д.62-69).
В апелляционной жалобе ответчик - Министерство имущественных отношений Ставропольского края в лице представителя по доверенности Баранукова А.А. просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 сентября 2015 года отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объёме, указав, что суд не принял во внимание, что Мирзамагомедова Т.Г. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ей жилого помещения 24 июля 2015 года и в журнале учёта указанное заявление зарегистрировано под N1451. Суд не принял во внимание, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, так как будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до Мирзамагомедовой Т.Г. (л.д.71-73).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N2-7026/15, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора Протасову О.Б., полагавшую, что иск подлежит удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Как следует из положений ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2).
Согласно положений ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Из положений п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации следует, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Приведённые конституционные гарантии согласуются со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребенка, заключенной 20 ноября 1989 года, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребёнка, обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Положениями ст.27 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка (п.1). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п.3).
Конкретизируя указанные основополагающие принципы, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей указывает формирование правовых основ гарантий прав ребёнка, гарантирование осуществления прав детей, закреплённых Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребёнка в интересах общества.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из положений ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч.1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч.2). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п.1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Надлежащие письменные доказательства исследованные судом первой инстанции в условиях состязательности процесса свидетельствуют о следующем.
Мирзамагомедова Т.Г. родилась 26 сентября 1995 года (л.д.5, 39, 40).
Постановлением Главы администрации Буденновсукого муниципального района от 22 января 2007 года N20 несовершеннолетняя Мирзамагомедова Т.Г., 26 сентября 1995 года рождения обобрана у Мирзамагомедовой Е.Н. (л.д.38).
Её мать - Мирзамагомедова Е.Н. лишена родительских прав вступившим в законную силу решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 12 сентября 2007 года (л.д.32-37).
Постановлением Главы администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края от 10 декабря 2007 года N503 Мирзамагомедова Т.Г., 26 сентября 1995 года рождения, определена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот детей и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом (смешанный) N17". За несовершеннолетней Мирзамагомедовой Т.Г. закреплено право на получение жилого помещения (л.д.10, 31).
В паспорте гражданина Российской Федерации ***, выданном 31 октября 2009 года на имя Мирзамагомедовой Т.Г., в разделе "Место жительства", указано на регистрацию по адресу: Ставропольский край, Буденовский район, с. Толстово-Васюковское, ул. Юбилейная, д.12 (л.д.5).
Постановлением Администрации муниципального образование с. Толстово-Васюковского Буденовского района Ставропольского края от 01 июня 2011 года N41 Мирзамагомедова Т.Г., 26 сентября 1995 года рождения принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, как относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.1). Присвоен номер по общему списку N8, в списке по категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N1 (п.2) (л.д.11, 30).
16 декабря 2013 года Петриков В.А. (директор ГКОУ "Детский дом (смешанный) N17") обратился с заявлением в Орган опеки и попечительства Буденовского муниципального района о включении воспитанницы ГКОУ "Детский дом (смешанный) N17" Мирзамагомедову Т.Г., 26 сентября 1995 года рождения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Буденновска в 2013 году (л.д.22, 24).
Из справки директора ГКОУ "Детский дом (смешанный) N17" Петрикова В.А. от 16 декабря 2013 года N526 следует, что Мирзамагомедова Т.Г. является воспитанницей указанного учреждения и находится в детском доме по настоящее время (л.д.25).
Согласно аттестата об основном среднем образовании N*** от 18 июня 2014 года Мирзамагомедова Т.Г. в 2014 году окончила МОУ "СОШ N9 с. Толстово-Васюковского Буденовского района" и получила основное общее образование (л.д.16-17).
Как следует из справки Буденновского филиала ГУП СК "Крайтехинвентаризация" от 09 декабря 2013 года N***, Мирзамагомедова Т.Г. собственником недвижимого имущества не значится (л.д.27).
Из Уведомлений Управления "Росреестра" по Ставропольскому краю от 19 декабря 2013 года N07/005/2013-711, от 19 июня 2014 года N26-26-01/102/2014-75230 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о наличии недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности Мирзамагомедовой Т.Г. отсутствуют (л.д.18-19, 21).
24 июня 2014 года Мирзамагомедова Т.Г. обратилась с заявлением в Орган опеки и попечительства Буденовского муниципального района о включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г. Буденновска в 2014 году (л.д.20).
В уведомлении Министерства образования Ставропольского края от 31 июля 2015 года N186/5-дсп указано, что Мирзамагомедова Т.Г. включена в сводный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма (л.д.12-14), об изложенном Мирзамагомедовой Т.Г. направлено уведомление (п.15).
15 июля 2015 года Мирзамагомедова Т.Г. обратилась с заявлением на имя директора ГКУ "Имущественный фонд Ставропольского края" о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края с учётом положений абз.3 п.1 ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года N7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 года N240-п (л.д.6).
30 июля 2015 года Мирзамагомедова Т.Г. обратилась к Буденовскому межрайонному прокурору Ставропольского края с заявлением об оказании содействия в получении жилья (л.д.4).
Поскольку право Мирзамагомедовой Т.Г. на обеспечение жилым помещением не было реализовано, прокурор Буденновского района Ставропольского края обратился в Ленинский районный суд г. Ставрополя с данным иском.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет в числе иных целей, определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведённые положения ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск прокурора о возложении на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Мирзамагомедовой Т.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что при первоочередном представлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края истцу, будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации заявлений до Мирзамагомедовой Т.Г., поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из содержания положений ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учёт, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а так же от иных условий. Положения указанных норм не содержат указаний и на срок предоставления данной категории граждан жилых помещений, что предполагает возникновение такого права незамедлительно после его возникновения.
По мнению судебной коллегии выводы суда, положенные в основание обжалуемого решения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом в условиях состязательности процесса доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости
, содержат исчерпывающие суждения, следующие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению судом применены верно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Ставропольского края направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 16 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.