Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.,
судей Брянского В.Ю., Товчигречко М.М.,
при секретаре Антонове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по апелляционной жалобе Пирогова Н.Д. на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 14 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Пирогова Н.Д. о признании незаконным отказа в перечислении денежных средств.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пирогов Н.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа в перечислении денежных средств.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 14 апреля 2015 года:
отказано в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Правительства Ставропольского края в перечислении в бюджет города Ессентуки денежных средств в сумме ... рублей, для приобретения им жилого помещения, взамен разрушенного, в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа;
отказано в удовлетворения требования о возложении обязанности на Правительство Ставропольского края перечислить ему денежные средства в сумме ... рублей, для приобретения Пироговым Н.Д. жилого помещения взамен разрушенного в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа.
В апелляционной жалобе Пирогов Н.Д. считает решение суда незаконным. В обоснование своей позиции указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. В обоснование своей позиции указывает, что он не лишен права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья взамен разрушенного, от реализации данного права он не отказывался. В период 2009 по 2012 годы он не имел возможности использовать предоставленную субсидию, так как выделенных денег было не достаточно для приобретения жилого помещения, площадью 33 кв.м. После получения разъяснения о возможности приобретения жилья меньшей площади, в апреле 2012 года он заключил договор купли-продажи квартиры, но денежные средства были уже возвращены администрацией города Ессентуки в бюджет Ставропольского края. Полагает, что письмо Министерства финансов РФ не является нормативным актом, имеющим правовой характер, в связи с чем, не подлежит применению при разрешении данного дела. Считает, что на момент вынесения решения суда имелось правовое основание для возврата неиспользованной субсидии в бюджет администрации города Ессентуки. Отсутствие в бюджете Ставропольского края достаточных денежных средств при наличии у Пирогова Н.Д. права на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья взамен утраченного не является основанием для отказа ему в субсидиарной защите имеющегося права. Просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Пирогов Н.Д., представитель администрации города Ессентуки, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, признавая уведомление их о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав выступление Сапрыкиной Т.В., действующей в защиту интересов Пирогова Н.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение представителя Правительства Ставропольского края - Брановской М.Ю., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002г. на территории Южного федерального округа, и в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 01.07.2002 N 492 "О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного федерального округа" установило предоставление гражданам средств из федерального бюджета на строительство или приобретение жилья осуществляется в виде безвозмездных субсидий (п. 10).
Постановлением от 01.07.2002 N 492 установлено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пострадавшим от паводка - средства федерального бюджета выделялись в виде бюджетных ссуд на кассовый разрыв и авансовых трансфертов.
На основании ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
В соответствии со статьей 129 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидий бюджетам субъектов РФ; субвенций бюджетам субъектов РФ; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с БК РФ и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, состояли преимущественно из дотаций, субсидий и субвенций.
Во исполнение п. 10 постановления от 01.07.2002 N 492 приказом Госстроя РФ от 09.07.2002 N 130 утверждён Порядок использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа (далее - Порядок).
Безвозмездная субсидия - это безвозмездные средства, предоставляемые гражданину и членам его семьи на строительство, восстановление жилья и приобретение жилья.
Порядком установлено, что гражданин, пострадавший в результате паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории ЮФО, и лишившийся жилья или части его, в случае необходимости вправе привлечь для финансирования строительства или приобретения жилья не только средства предоставленной ему субсидии, но и собственные (заемные) средства.
Решение об использовании средств субсидии для финансирования строительства жилья подрядным способом или собственными силами или приобретения жилья принимается гражданином самостоятельно.
Дотации местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года, являются целевыми средствами и в случае невостребованности должны быть возвращены муниципальным образованием в бюджет Ставропольского края.
Возврат остатков целевых средств осуществляется в соответствии с Порядком возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Ставропольского края, утверждённым приказом министерства финансов Ставропольского края от 29.01.2010 N 8.
Порядок возврата неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов разработан в соответствии со ст. 242 БК РФ и устанавливает порядок возврата в доход бюджета Ставропольского края неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из краевого бюджета.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 19.11.2008 года N ... -рп "О распределении дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года".
Согласно п. 2 "Порядка финансирования дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года" дотации предоставляются министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, получателями дотаций являются муниципальные образования Ставропольского края, на территории которых проживают граждане, включённые в сводные дополнительные списки семей. Распределение дотаций осуществлялось на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 19.11.2008 N 398-рп "О распределении дотаций местным бюджета на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в результате наводнения, произошедшего на территории г.Ессентуки и Южного Федерального округа в июне 2002 г., был разрушен и признан не пригодным для проживания принадлежащий Пирогову Н.Д. на праве собственности жилой дом N ... -а по ул ... в г.Ессентуки.
В соответствии с постановлением главы города Ессентуки N ... от 13.01.2009 года заявителю предоставлена субсидия на приобретение жилья взамен утраченного в сумме ... рублей на состав семьи один человек. Размер субсидии рассчитан исходя из площади жилого помещения 33 кв.м.
Администрации г. Ессентуки было перечислено ... рублей на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года.
28 февраля 2012 г. состоялось заседание межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19.04.2006 N ... -п "О межведомственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов". Повесткой дня которого, была подготовка рекомендаций главным распорядителям средств бюджета Ставропольского края по вопросу использования остатков межбюджетных трансфертов в местных бюджетах, сложившихся по состоянию на 01 января 2012 года, в текущем финансовом году.
В связи с неиспользованием в предыдущих годах (с 2009 г. по 20.02.2012 г.) администрацией г. Ессентуки средств в сумме ... тыс. рублей (письмо заместителя главы администрации г. Ессентуки Прохорова В.В. от 20.02.2012 N ... о том, что одна семья пока не нашла жилья из-за изменившейся стоимости 1 кв/м жилья) и в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации межведомственной комиссией рекомендовано главному распорядителю средств бюджета Ставропольского края - министерству обеспечить их возврат в бюджет Ставропольского края. В этой связи министерством в адрес администрации города Ессентуки было направлено уведомление от 07.03.2012 N ... о необходимости возврата неиспользованного остатка межбюджетного трансферта в размере ... тысячи рублей. Согласно справке органа Федерального казначейства от 29.03.2012 года N ... возврат целевых средств в сумме ... тыс. рублей был произведён 28 марта 2012 года.
В соответствии с положениями Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа", утвержденного Приказом Госстроя РФ от 09.07.2002 N 130, банк открывает блокированный счет на имя гражданина, владеющего Свидетельством на приобретение или строительство жилья подрядным способом или собственными силами, или лицевой счет (вклад "До востребования") по заявлению гражданина, включенного в списки семей граждан, лишившихся части жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного федерального округа. При этом, для получения финансирования, согласно п.23 Порядка гражданин - владелец Свидетельства представляет в орган исполнительной власти (уполномоченный орган) договор купли-продажи жилого помещения.
Пирогов Н.Д. предоставил договор купли-продажи жилого помещения в апреле 2012 года.
Администрация г.Ессентуки отказалась производить выплаты, так как субсидии уже были возвращены в бюджет Ставропольского края.
Письмом от 01.03.2011 г. министерство финансов Ставропольского края сообщило министерству строительству и архитектуры СК, что дотации местным бюджетам на приобретение и строительства жилья для граждан, пострадавших в результате паводка 2002 года, являются целевыми средствами и в случае невостребованности, должны быть возвращены муниципальным образованием в бюджет края. Согласно разъяснениям, данным Министерством финансов РФ (письмо от 21.12.2010 N ... ) остатки неиспользованных средств на указанные цели образовались в бюджете Ставропольского края до 2007 г., т.е. до вступления в действие ст.242 Бюджетного кодекса, которая предоставила возможность использования целевых межбюджетных трансфертов, не использованных в текущем финансовом году, на очередной финансовый год на те же цели при наличии потребности в них, для решения вопроса о возврате неиспользованных остатков прошлых лет из федерального бюджета не имеется правовых оснований.
В свою очередь, дотации, переданные из бюджета Российской Федерации бюджету Ставропольского края, Правительством Ставропольского края были своевременно распределены и направлены бюджетам муниципальных образований, на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству и восстановлению жилья для граждан пострадавших в результате паводка произошедшего в июне 2002 года.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отказ Правительства Ставропольского края в предоставлении финансирования является обоснованным и не нарушающим прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что в рамках настоящего дела истцом не представлены, а судом не установлены, доказательства одновременного нарушения действующего законодательства и законных прав и интересов истца, действиями именно Правительства Ставропольского края, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Пирогова Н.Д. по заявленным основаниям.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и по существу направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене решения.
Оснований для переоценки исследованных районным судом доказательств суд апелляционной инстанции не находит.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.