Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего: Шеховцовой Э.А.,
судей: Товчигречко М.М., Брянского В.Ю.,
при секретаре Антонове А.В.
с участием прокурора Левушкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе старшего судебного пристава Советского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Григорьева И.В. на решение Советского районного суда Ставропольского края от 03 сентября 2015 года, по заявлению заместителя прокурора Советского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия должностных лиц Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю - судебного пристава-исполнителя Гончаровой Ж.С. и старшего судебного пристава Колодяжной Л.Н,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Советского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации, обратился в суд с заявлением, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований, в котором просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю (далее по тексту Советский РОСП УФССП по СК) Гончаровой Ж.С. в период времени с 25 сентября 2014 года по 30 июня 2015 года, в части непринятия мер по своевременному исполнению исполнительного документа о взыскании налогов и пени по исполнительному производству N *, возбужденному 25 сентября 2014 года, выразившееся в не вызове должника Аракеляна М.А. для дачи объяснений, не установлении места работы должника, осмотра помещений и хранилищ, занимаемых должником и принадлежащих ему, ареста, изъятия, передачи на хранение и реализации арестованного имущества. Также просил признать незаконным бездействие старшего судебного пристава Советского РОСП УФССП по СК Колодяжной Л.Н. в период времени с 25 сентября 2014 года по 17 апреля 2015 года, в части ненадлежащего контроля по принятию мер по своевременному и полному исполнению исполнительного документа о взыскании налогов и пени с Аракеляна М.А. подчиненным должностным лицом и обязать старшего судебного пристава Кочкаева Д.Г., работающего в данной должности с 17 апреля 2015 года в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, организовать работу по принудительному исполнению исполнительного документа, обеспечить своевременность и полноту мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, для фактического исполнения требований исполнительного документа о взыскании налогов и пени с Аракеляна М.А.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в июне 2015 года была проведена проверка соблюдения должностными лицами Советского РОСП УФССП по СК требований законодательства об исполнительном производстве, в части сроков исполнения требований исполнительного производства о взыскании налогов, пеней, штрафов в пользу взыскателя. В ходе которой установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Григорьева И.В. от 25 сентября 2014 года возбуждено исполнительное производство N *, на основании исполнительного документа - судебного приказа мирового судьи судебного участка N 4 Советского района Ставропольского края от 24 апреля 2014 года о взыскании с должника Аракеляна М.А. задолженности по уплате налогов и пени в сумме * рублей *копеек в пользу Межрайонной ИФНС России N 1 по Ставропольскому краю. В этот же день данное исполнительное производство передано на исполнение судебному приставу-исполнителю Гончаровой Ж.С. В период нахождения исполнительного производства на исполнение, Гончаровой Ж.С. не произведены исполнительные действия, предусмотренные законом, направленные на своевременное исполнение исполнительного документа, а именно не принято мер по вызову должника для дачи объяснений, к установлению места работы должника, не осмотрены помещения и хранилища, занимаемые должником и принадлежащие ему, не принято мер к аресту, изъятию, передачи на хранение и реализацию арестованного имущества. В связи с этим судебным приставом-исполнителем Гончаровой Ж.С. длительное время допущено бездействие, в результате которого нарушены законные права и интересы государства. В свою очередь старший судебный пристав отдела Колодяжная Л.Н. не осуществляла должный контроль за исполнением исполнительного документа о взыскании налогов и пени с Аракеляна М.А. подчиненным должностным лицом.
Решением Советского районного суда Ставропольского края от 03 сентября 2015 года заявление заместителя прокурора Советского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия должностных лиц Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю - судебного пристава-исполнителя Гончаровой Ж.С. и начальника - старшего судебного пристава Колодяжной Л.Н. - удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Гончаровой Ж.С. в период времени с 25 сентября 2014 года по 30 июня 2015 года в части непринятия мер по своевременному исполнению исполнительного документа о взыскании задолженности по налогам и пени по исполнительному производству N * от 25 сентября 2014 года, выразившиеся в не принятии мер по вызову должника для дачи объяснений, по установлению места работы должника, по установлению помещений и хранилищ, занимаемых должником и принадлежащих ему, а впоследствии их осмотре, по установлению имущества должника, а впоследствии его ареста, изъятия, передачи на хранение и реализацию.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие начальника - старшего судебного пристава Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Колодяжной Л.Н. в период времени с 25 сентября 2014 года по 17 апреля 2015 года, в части ненадлежащего контроля по принятию мер по своевременному и полному исполнению исполнительного документа о взыскании налогов и пени с Аракеляна М.А. подчиненным должностным лицом - отказано.
В удовлетворении требований об обязании начальника - старшего судебного пристава Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Кочкаева Д.Г., в течение месяца с момента вступления в силу решения суда, организовать работу по принудительному исполнению исполнительного документа, обеспечить своевременность и полноту мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, для фактического исполнения требований исполнительного документа о взыскании налогов и пени с Аракеляна М.А. - отказано.
Обязал судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Гончарову Ж.С. устранить выявленные нарушения требований законодательства об исполнительном производстве, при исполнении исполнительного документа о взыскании задолженности по налогам и пени по исполнительному производству N * от 25 сентября 2014 года, выразившиеся в не принятии мер по вызову должника для дачи объяснений, по установлению места работы должника, по установлению помещений и хранилищ, занимаемых должником и принадлежащих ему, а впоследствии их осмотре, по установлению имущества должника, а впоследствии его ареста, изъятия, передачи на хранение и реализацию.
В апелляционной жалобе старший судебный пристав Советского РОСП УФССП России по Ставропольскому краю Григорьев И.В. просит решение Советского районного суда Ставропольского края от 03 сентября 2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Советского района Польченко А.В. просил апелляционную жалобу оставить без рассмотрения по существу и возвратить заявителю, решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав заключение прокурора Левушкиной Е.В., просившую решение суда оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.
Вытекающие из указанных установлений Конституции Российской Федерации, это право обеспечивается - по заявлениям граждан и организаций на нарушение их прав и свобод действиями (бездействием) органов государственной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяется Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со ст.2 Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статья 4 Закона предусматривает, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками и принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
В соответствии с п.1 ст.36 ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно статье 121 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, судебным приказом мирового судьи судебного участка N * Советского района Ставропольского края от 24 апреля 2014 года в пользу Межрайонной ИФНС России N по Ставропольскому краю с должника Аракеляна М.А взыскана задолженность по уплате налогов и пени в сумме * рублей * копеек.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25 сентября 2014 года возбуждено исполнительное производство N * в отношении должника Аракеляна М.А. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В период времени с 25 сентября 2014 года по 30 июня 2015 года данное исполнительное производство находилось в производстве судебного пристава- исполнителя Советского РОСП УФССП по СК Гончаровой Ж.С.
Прокуратурой Советского района Ставропольского края проведена проверка соблюдения должностными лицами Советского РОСП УФССП по СК требований законодательства об исполнительном производстве, в части сроков исполнения требований исполнительного производства о взыскании налогов, пеней, штрафов в пользу взыскателя. В ходе проверки выявлены нарушения по исполнению вышеуказанного решения суда, в частности установлено, что судебным приставом-исполнителем Гончаровой Ж.С. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства, не произведены исполнительные действия, предусмотренные законом, направленные на своевременное исполнение исполнительного документа, в частности отсутствуют требования о явке должника, последний не опрошен, место работы должника не установлено, не установлены и не осмотрены помещения и хранилища занимаемые должником и принадлежащие ему, не принято мер к установлению, а впоследствии к аресту, изъятию, передачи на хранение и реализации арестованного имущества.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что в период в период времени с 25 сентября 2014 года по 30 июня 2015 года Гончаровой Ж.С. не приняты меры по своевременному исполнению исполнительного документа о взыскании алиментов по исполнительному производству N * от 25.09.2014 года, а именно: по вызову Аракелян М.А. для дачи объяснений, по установлению места работы должника, не установлены и не осмотрены помещения и хранилища занимаемые должником и принадлежащие ему, а также иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа, то есть по существу допущено незаконное бездействие.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что судебным приставом-исполнителем было допущено незаконное бездействие, поскольку в нарушении требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" не были предприняты все предусмотрительные законом меры, направленные на полное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, что по существу привело к нарушению прав и законных интересов взыскателя, и фактически сделало вступившее в законную силу решение суда не действующим в течение длительного времени.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что прокурор не вправе представлять в суде интересы Межрайонной ИФНС N1 по Ставропольскому краю не могут быть приняты во внимание, поскольку пеня и финансовые санкции по налогам и сборам, взыскиваемые с граждан, поступают на расчетные счета соответствующих бюджетов. Неуплата указанных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, а следовательно, недополучение государством бюджетных денег. Поэтому обращение в суд с требованием о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, в части ненадлежащего контроля по принятию мер по своевременному и полному исполнению исполнительного документа о взыскании налогов и пени производится в интересах Российской Федерации или муниципального образования.
Часть 1 ст.45 ГПК РФ предусматривает право прокурора обратится в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, прокурор вправе в интересах Российской Федерации обращаться в суд с требованиями о взыскании с граждан недоимки и финансовых санкций по налогам и сборам независимо от того, что действующее законодательство предусматривает наличие специальных учреждений - налоговых органов, которые в силу п.16 ч.1 ст.31 НК РФ возложена обязанность по взысканию указанных платежей.
Несостоятельны и доводы жалобы о пропуске заявителем процессуального срока, поскольку заместителем прокурора Советского района оспаривалось не конкретное исполнительное действие, привязанное к определенной дате, а неправомерное бездействие должностных лиц службы приставов, носящее длящийся характер, и продолжавшееся на момент обращения заявителя в суд.
При таких обстоятельствах постановленное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда Ставропольского края от 03 сентября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.