Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Шеховцовой Э.А.,
судей Мирошниченко Д.С., Товчигречко М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 ноября 2015 года,
дело по апелляционной жалобе адвоката Короткова С.В., представляющего интересы Лобкаревой С.А.,
на решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2015 года,
по административному иску Лобкаревой С.А. к Благодарненской городской Думе об отмене решения местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
УСТАНОВИЛА:
Лобкарева С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Благодарненской городской Думе об отмене решения местного самоуправления. В обоснование указала, что она, Лобкарева Светлана Анатольевна, 24 июня 2011 года постановлением территориальной избирательной комиссии Благодарненского района * была зарегистрирована избранной главой муниципального образования город Благодарный Благодарненского района Ставропольского края.
Срок полномочий главы, установленный Уставом города Благодарного составляет 5 лет, т.е. срок исполнения полномочий истекает в июне 2016 года.
С 25 июля 2015 года по 25 сентября 2015 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком. До 25 июля 2015 года была в отпуске и на больничном.
24 сентября 2015 года за один день до окончания ее отпуска по уходу за ребенком из средств массовой информации узнала, что решением Благодарненской городской Думы от 17 сентября 2015 года N * в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона N 131- ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была удалена с должности главы муниципального образования в отставку.
Данное решение Благодарненской городской Думы считает незаконным.
Просила признать решение Благодарненской городской Думы от 17 сентября 2015 года N * "Об удалении главы муниципального образования города Благодарного Лобкаревой С.А. в отставку" незаконным.
Решением Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2015 года в удовлетворении заявления Лобкаревой С.А. отказано.
В апелляционной жалобе адвокат Коротков С.В., представляющий интересы Лобкаревой С.А., просит решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2015 года отменить, разрешить вопрос по существу.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Благодарненской городской Думы Пахомов Д.Ю. и прокурор Благодарненского района Ставропольского края Чаплыгин В.Н. просят решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав адвоката Короткова С.В., представляющего интересы Лобкаревой С.А., поддержавшего требования, изложенные в апелляционной жалобе, а также выслушав прокурора Левушкину Е.В., поддержавшую доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с положениями части 11 статьи 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными ли иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен порядок рассмотрения и принятия представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Положениями данной статьи предусмотрено следующее. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку, в том числе по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются, в том числе неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения. Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.
При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены: 1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку; 2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
В суде первой инстанции установлено, что инициативной группой в Думу внесён проект решения Благодарненской городской Думы "О рассмотрении обращения депутатов Благодарненской городской Думы". По данному проекту вынесено решение Благодарненской городской Думы от 25 августа 2015 года N* "О рассмотрении обращения депутатов Благодарненской городской Думы" и назначена дата рассмотрении инициативы об удалении главы муниципального образования город Благодарный Лобкаревой С. А. в отставку в связи с несоблюдением главой города Благодарного Лобкаревой С.А. ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
25 августа 2015 года Губернатору Ставропольского края В.В. Владимирову была направлена инициатива депутатов Благодарненской городской Думы об удалении главы города Благодарного Лобкаревой С.А. в отставку. 10 сентября 2015 года (N* от 10 сентября 2015г) получено мнение Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова о том, что он поддерживает инициативу депутатов Благодарненской городской Думы об удалении главы города в отставку.
25 августа 2015 года главе города Благодарного по адресам: г.Благодарный, пер. Ручейный, *; Республика Абхазия, г. Гагра, 1-й переулок Абазгаа, *; на электронный адрес *: были направлены уведомление об инициативе депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку, проект решения "Об удалении главы муниципального образования города Благодарного Лобкаревой С.А. в отставку" и приглашение на заседание Думы 17 сентября 2015 года.
Установлено, что перед рассмотрением и принятием Благодарненской городской Думы 17 сентября 2015 года решения об удалении главы муниципального образования в отставку административный истец Лобкарева С.А. всячески уведомлялась о данном факте, Благодарненской городской Думой были приняты все возможные меры по оповещению Лобкаревой С.А. Которой предоставлена возможность дать депутатам Благодарненской городской Думы объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления ее в отставку. Объяснения Лобкарева С.А. в Благодарненскую городскую Думу не представила, особое мнение Лобкаревой С.А. по данному вопросу выраженное каким-либо способом в Благодарненскую Думу не поступило.
17 сентября 2015 года на внеочередном заседании Благодарненской городской Думы с учетом мнения Губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова принято решение об удалении в отставку главы муниципального образования города Благодарного Лобкаревой С.А., которое подписано председателем Благодарненской городской Думы Пахомовым Д.Ю., и опубликовано в газете "Благодарнеские вести" 23 сентября 2015 года.
Таким образом, установлено, что при рассмотрении и принятия Благодарненской городской Думой решения об удалении главы муниципального образования в отставку истцу обеспечено заблаговременное получение уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, ознакомление с обращением депутатов Благодарненской городской Думы и с проектом решения Благодарненской городской Думы об удалении ее в отставку.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцу в соответствии с требованиями ст. 74.1 ч.13 п.2 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ заблаговременно была предоставлена возможность дать депутатам Благодарненской городской Думы объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления ее в отставку. Неиспользование данной возможности по причинам, не связанным с нарушением Благодарненской городской Думы процедуры по рассмотрению и принятию решения об удалении главы муниципального образования в отставку, является правом истца.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что процедура рассмотрения вопроса и принятия депутатами представительного органа муниципального образования Благодарненской городской Думы 17 сентября 2015 года решения об удалении главы муниципального образования города Благодарного Лобкаревой С.А. в отставку была соблюдена. Оспариваемое решение принято представительным органом в соответствии с его компетенцией и полномочиями. Таким образом, оснований для признания незаконным решения Благодарненской городской Думы N279 от 17.09.2015 г. не имеется.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено ст. 310 КАС кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 19 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.