Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 24 ноября 2015 г. по делу N 33а-385/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Яицкого Р.А.,
Семенова О.М.,
при секретаре Михайлове Г.Г., с участием административного истца Матёрного Д.В., его представителя - адвоката Шамановой К.В., представителя административных ответчиков Половникова М.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков Половникова М.А. на решение Самарского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N Матёрного Д.В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N, связанного с отказом в постановке административного истца на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, и действий командира этой же войсковой части, связанных с утверждением данного решения жилищной комиссии.
Заслушав доклад судьи Семенова О.М., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, выступления представителя административных ответчиков Половникова М.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, административного истца Матёрного Д.В. и его представителя - адвоката Шамановой К.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, Приволжский окружной военный суд
установил:
Матёрный Д.В. в июне 2014 года обратился в жилищную комиссию войсковой части N с рапортом о постановке его на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 30 апреля 2015 года (протокол N), утверждённым командиром этой же воинской части, Матёрному Д.В. отказано в постановке на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, на основании подп. 1, 2 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Посчитав свои права нарушенными, Матёрный Д.В. обратился в Самарский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором с учётом уточнённых требований просил признать решение жилищной комиссии войсковой части N от 30 апреля 2015 года, оформленное протоколом N, и действия командира войсковой части, связанные с утверждением данного решения, незаконными.
Самарский гарнизонный военный суд решением от 14 сентября 2015 года удовлетворил заявление Матёрного Д.В..
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков Половников просит обжалуемое решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Матёрного, ссылаясь на следующее.
Приводя обстоятельства административного дела, анализируя нормы действующего законодательства и ранее принятые в отношении административного истца судебные акты, Половников полагает, что поскольку Матёрный распорядился полученным ранее от военного ведомства жилым помещением и не может его сдать, он не может претендовать на повторное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма.
Половников считает, что жилищная комиссия и командир войсковой части N действовали в рамках закона, а суд первой инстанции не принял во внимание все обстоятельства дела и не учел, что законодатель установилвозможность обеспечения военнослужащего и членов его семьи жилым помещением лишь единожды.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации военнослужащим права на жилище определен в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т. д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Из положений ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилище военнослужащих и членов их семей осуществляется путём предоставления один раз за счёт федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилого помещения для постоянного проживания. Поэтому, если указанные лица намерены получить другое жилое помещение, то они обязаны сдать жильё, ранее полученное за счёт федерального органа исполнительной власти.
Следовательно, если военнослужащий и (или) члены его семьи распорядились полученным в порядке, определённом Федеральным законом "О статусе военнослужащих", жилым помещением и не могут его сдать уполномоченному органу, они лишаются права требовать повторного предоставления жилья в порядке, установленном данным законом.
По делу установлено, что Матёрный Д.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России в 1996 году. В период с 1996 года по 2013 год он проходил военную службу в войсковой части N, дислоцированной в городе Саратове, и в войсковой части N, дислоцированной в Чеченской Республике. С 3 июня 2013 года Матёрный Д.В. проходит военную службу в войсковой части N в городе Самаре.
В 1999 году отцу административного истца - М. В.Н., проходившему в то время военную службу по контракту в войсковой части N, был выдан Государственный жилищный сертификат (ГЖС) на состав семьи из 4-х человек, в том числе и на Матёрного Д.В., после реализации которого им была приобретена в общую долевую собственность трёхкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 59,4 квадратных метра, собственниками которой согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 10 декабря 1999 года значились: он, жена, дочь и сын - административный истец Матёрный Д.В. по 1/4 доли каждый, что составляло 14,85 квадратных метра на каждого члена семьи.
Согласно решению Саратовской городской Думы от 27 октября 2005 года N 63-622 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и об установлении учётной нормы площади жилого помещения" учётная норма площади жилого помещения для постановки на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма установлена в Саратовской области в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с постановлением Самарской Городской Думы от 27 октября 2005 г. N 171 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Самара", учетная норма площади жилого помещения в виде минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в г. Самаре установлена в размере 11,0 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека для проживающих в отдельных квартирах.
Из изложенного следует, что Матёрный Д.В. в период прохождения военной службы по контракту был обеспечен федеральным органом исполнительной власти жилым помещением, соответствующим установленным законодательством нормам, что свидетельствует о выполнении государством своих жилищных обязательств перед административным истцом.
Однако, как следует из материалов дела, в 2007 году Матёрный Д.В. продал свою долю в данной квартире своему отцу.
Таким образом, поскольку Матёрный Д.В., обеспеченный жилым помещением от Министерства внутренних дел Российской Федерации как член семьи военнослужащего, в установленном порядке жилое помещение в "адрес" не сдал и должных мер к его сдаче не принял, то он не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильём от Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Права членов семьи военнослужащего являются производными от его прав, поэтому они могут быть реализованы только при наличии таковых у самого военнослужащего. Поскольку Матёрный Д.В. правом на повторное обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не обладает, то и у членов его семьи это право отсутствует.
Кроме этого, как установлено в суде апелляционной инстанции, члены семьи административного истца продолжают проживать в "адрес", несмотря на предоставленное Матёрному в "адрес" специализированное жилое помещение (двухкомнатная квартира), общей площадью, превышающей 50 квадратных метров.
Вместе с тем положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривают возможность признания нуждающимися в жилом помещении и предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма военнослужащему и лишь совместно проживающим с ним членам семьи. Поскольку члены семьи Матёрного проживают в ином населенном пункте, а административный истец в настоящее время не увольняется с военной службы, оснований для признания членов его семьи нуждающимися в жилом помещении на условиях договора социального найма в "адрес" не имеется.
С учетом изложенного, по мнению окружного военного суда, вывод суда первой инстанции об обеспеченности Матёрного и членов его семьи жилым помещением в "адрес" менее соответствующей учетной нормы площади жилого помещения является неверным. Кроме того, само по себе снятие супруги административного истца и его дочери с регистрационного учета по месту жительства матери М. Е.Н. - К. Т.А. в силу положений ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не свидетельствует об утрате ими права пользования жилым помещением К. Т.А.
В соответствии с п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены в апелляционном порядке решения суда являются неправильное применение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
На основании изложенного, решение жилищной комиссии войсковой части N в части отказа административному истцу в постановке его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях является правильным, а действия командира войсковой части, связанные с утверждением данного решения, законными, в связи с чем решение Самарского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2015 года подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. 307-308, п. 2 ст. 309, п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310, ч. 1,2 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
апелляционную жалобу представителя административных ответчиков Половникова М.А. удовлетворить.
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N Матёрного Д.В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N, связанного с отказом в постановке административного истца на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, и действий командира этой же войсковой части, связанных с утверждением данного решения жилищной комиссии, ввиду неправильного применения норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела отменить, и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Матёрного Д.В. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части N, связанного с отказом в постановке административного истца на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, и действий командира этой же войсковой части, связанных с утверждением данного решения жилищной комиссии, отказать.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда О.М. Семёнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.