Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Страховой О.А.,
судей Вениченко О.В., Шалгинова С.Н.,
при секретаре Коноплевой Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кызыл-оол Ч.А. об оспаривании решения Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г. Абакана о снятии с учета на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г. Абакана Ямщиковой Е.А. на решение Абаканского городского суда от 18 августа 2015 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Шалгинова С.Н., объяснения представителя административного ответчика Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г.Абакана Ямщиковой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Кызыл-оол Ч.А. Полевой Л.М. и представителя прокуратуры г. Абакана Кузнецовой О.Л., выразивших согласие с решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кызыл-оол Ч.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г. Абакана (далее - ДГАЗ администрации г. Абакана) о снятии с учета на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Требования мотивировала тем, что состояла на учете на предоставление земельного участка в соответствии с Законом Республики Хакасия "О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия", но ДД.ММ.ГГГГ ДГАЗ администрации г. Абакана принято решение о снятии ее с учета в связи с предоставлением фиктивных сведений о регистрации по месту жительства. Полагала решение незаконным, поскольку при постановке на учет и в настоящее время истица и ее дети постоянно проживают в г. Абакане Республики Хакасия. Просила отменить оспариваемое решение ДГАЗ администрации г. Абакана, обязать ДГАЗ администрации г. Абакана восстановить ее в списках на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства с прежним номером. В дальнейшем уточнила заявленные требования, просила признать незаконным решение ДГАЗ администрации г. Абакана, обязать ДГАЗ администрации г. Абакана восстановить ее в списках на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства с прежним номером (л.д.51).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура г. Абакана (л.д. 28).
В судебном заседании Кызыл-оол Ч.А. и ее представитель Полева Л.М. поддержали требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика ДГАЗ администрации г. Абакана Позднякова С.О. заявленные требования не признала, пояснила, что Кызыл-оол Ч.А. исключена из списка граждан, поставленных на учет на предоставление земельных участков, во исполнение предписания прокуратуры г. Абакана.
Представитель прокуратуры г. Абакана Зуб М.С. указала, что в ходе проведенной проверки установлены граждане, состоящие на регистрационном учете в жилом "адрес", в том числе Кызыл-оол Ч.А., фактически в нем не проживающие, в связи с чем прокуратурой было выдано предписание об устранении нарушений законодательства.
Решением Абаканского городского суда от 18 августа 2015 года признано незаконным решение ДГАЗ администрации г. Абакана от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Кызыл-оол Ч.А. с учета в предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Суд обязал ДГАЗ администрации г. Абакана восстановить Кызыл-оол Ч.А. в списки очередников на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства с прежним номером.
С решением не согласна представитель административного ответчика ДГАЗ администрации г. Абакана Ямщикова Е.А.
В апелляционной жалобе представитель ДГАЗ администрации г.Абакана Ямщикова Е.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что оспариваемое решение принято ДГАЗ администрации г. Абакана по представлению прокуратуры г. Абакана, которое в соответствии с действующим законодательством подлежит безусловному исполнению.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Выслушав объяснения присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, гражданин Российской Федерации Кызыл-оол Ч.А. является матерью имеет троих несовершеннолетних детей ФИО15., ФИО8, ФИО9 (л.д. 5-7).
ДД.ММ.ГГГГ Кызыл-оол Ч.А. обратилась в ДГАЗ администрации г. Абакана с заявлением о предоставлении ей земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.11.2011 N 88-ЗРХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия" (л.д. 70), и ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя начальника ДГАЗ администрации г. Абакана по земельным ресурсам ФИО10 Кызыл-оол Ч.А. уведомлена о принятии ее заявления на учет под N (л.д. 67).
ДД.ММ.ГГГГ начальником ДГАЗ администрации г. Абакана ФИО11 в адрес Кызыл-оол Ч.А. направлено сообщение о снятии ее с учета на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства как гражданина, имеющего трех и более детей, в связи с представлением сведений о фиктивной регистрации по месту жительства по адресу: "адрес" (л.д. 4).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Кызыл-оол Ч.А. совместно с детьми постоянно проживает на территории Республики Хакасия, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали законные основания для снятия ее с учета на предоставление земельного участка.
С данным выводом судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N 88-ЗРХ "О бесплатном предоставлении в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Республики Хакасия" (далее - Закон N 88-ЗРХ) настоящий Закон устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Закона N 88-ЗРХ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право бесплатно приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. К гражданам, имеющим трех и более детей, в целях настоящего Закона относятся граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними, в том числе пасынков, падчериц, усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), а также принятых на воспитание по договору о приемной семье, включая обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях всех типов до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и проходящих срочную военную службу по призыву до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в следующих случаях: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 3 Закона N 88-ЗРХ).
В части 1 статьи 4 Закона N 88-ЗРХ установлено, что бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в собственности либо распоряжении муниципальных образований Республики Хакасия или находящихся в собственности Республики Хакасия, осуществляется в Порядке, установленном в приложении 1 к настоящему Закону.
Согласно подпункту 3 пункта 2.1 Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в собственности либо распоряжении муниципальных образований Республики Хакасия или находящихся в собственности Республики Хакасия (Приложение 1 к Закону N 88-ЗРХ) с целью приобретения в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданин, имеющий трех и более детей, подает в орган, уполномоченный на предоставление земельного участка, заявление с указанием адреса постоянного места жительства (сведений о регистрации по месту жительства).
В заявлении Кызыл-оол Ч.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства имеется графа "регистрация по месту жительства", в которой ею указан адрес: "адрес"
Согласно материалам дела Кызыл-оол Ч.А. совместно с детьми на момент подачи заявления и постановки на учет на предоставление земельного участка постоянно проживала по другому адресу: "адрес" (л.д. 6-12, 34-35, 40-42, 69, 87-90, 94-95, 98-99), в настоящее время они зарегистрированы по месту жительства и проживают по адресу: "адрес" (л.д. 16-17).
В данном случае нарушение Кызыл-оол Ч.А. правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства при наличии доказательств ее постоянного проживания совместно с детьми на территории Республики Хакасия само по себе не является основанием для снятия ее с учета на предоставление земельного участка в соответствии с положениями Закона N 88-ЗРХ.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что Кызыл-оол Ч.А совместно с детьми постоянно проживала и проживает на территории Республики Хакасия, признал незаконным оспариваемое решение ДГАЗ администрации г. Абакана, обязав административного ответчика устранить допущенное нарушение прав Кызыл-оол Ч.А.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение принято ДГАЗ администрации г. Абакана по представлению прокуратуры г. Абакана, подлежащему безусловному исполнению, являются несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22).
По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. К тому же представление прокурора г.Абакана об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ не содержит императивного указания на необходимость исключения граждан, в том числе Кызыл-оол Ч.А., из списка граждан на предоставление земельных участков.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 18 августа 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г.Абакана Ямщиковой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Страхова О.А.
Судьи Вениченко О.В.
Шалгинов С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.