Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "СибСервис" Ф. на постановление государственного инспектора труда в Иркутской области от 11 июня 2015 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 05 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "СибСервис" Ф.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда в Иркутской области от 11 июня 2015 года генеральный директор ООО "СибСервис" Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 05 октября 2015 года постановление государственного инспектора труда в Иркутской области от 11 июня 2015 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "СибСервис" Ф. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, генеральный директор ООО "Сибсервис" Ф. просит об отмене постановления государственного инспектора труда в Иркутской области от 11 июня 2015 года и решения судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 05 октября 2015 года, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращении производства по делу по тем основаниям, что должностным лицом трудовой инспекции он не был надлежащим образом уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Утверждает, что в совершении административного правонарушения отсутствует его вина как должностного лица, поскольку обязанности по начислению и выдаче работникам заработной платы, а также иных выплат, причитающихся по трудовому законодательству, в том числе процентов (денежной компенсации), предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, лежит на главном бухгалтере Общества.
В судебное заседание генеральный директор ООО "СибСервис" Ф., П. и представитель Иркутской областной прокуратуры не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Ф. просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника Ф. - С., действующую на основании доверенности Номер изъят от 10 июня 2015 года, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данное требование закона должностным лицом Государственной инспекции труда по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Сибсервис" Ф. выполнено не было.
В силу требований части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения лица к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования, предъявляемые к составлению протокола о совершении административного правонарушения. Данные требования продиктованы не только необходимостью зафиксировать факт правонарушения, но и обеспечить соблюдение гарантий защиты лица, привлекаемого к ответственности.
В силу части 1 статьи 25.1 настоящего Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 названной статьи Кодекса, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть достигнуто не только в случае присутствия при составлении протокола лица, привлекаемого к ответственности, но также и в его отсутствие при условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При этом из совокупности указанных норм следует, что под надлежащим извещением необходимо понимать такое извещение, которое позволяет лицу заблаговременно в разумный срок узнать о месте и времени составления протокола.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении, согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из материалов дела, 29 мая 2015 года государственным инспектором труда в Иркутской области в отношении генерального директора ООО "Сибсервис" Ф. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе об административном правонарушении должностным лицом указано, что Ф. был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, на 29 мая 2015 года в 12 часов в установленном порядке надлежащим образом. Ф. для составления протокола не явился. По адресу фактического места нахождения ООО "Сибсервис" ( "адрес изъят") и по адресу места регистрации Ф. ( "адрес изъят") были направлены телеграммы с уведомлением о необходимости Ф. явиться в Госинспекцию труда 29 мая 2015 года к 12 часам для составления протокола.
Между тем согласно телеграфному уведомлению, телеграмма, поданная на имя Ф. по адресу "адрес изъят" не доставлена, доступа в квартиру нет, подъезд закрыт, в двери кодовый замок, домофон не отвечает. По месту нахождения ООО "СибСервис", извещение о составлении протокола об административном правонарушении 29 мая 2015 года генеральному директору ООО "СибСервис" не направлялась.
Кроме того, сведения о направлении генеральному директору ООО "Сибсервис" Ф. извещения о составлении протокола об административном правонарушении по почте заказным почтовым отправлением в деле отсутствуют.
При указанных обстоятельствах права генерального директора ООО "Сибсервис" Ф., предусмотренные статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были нарушены.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Сибсервис" Ф., как составленный с грубыми нарушениями требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является недопустимым доказательством и ненадлежащим основанием административной ответственности, что влечет отмену постановления о назначении административного наказания, вынесенного на основании указанного протокола.
Разрешая жалобу генерального директора ООО "Сибсервис" Ф. на постановление государственного инспектора труда в Иркутской области от 11 июня 2015 года, судья Куйбышевского районного суда г. Иркутска оставил нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные должностным лицом Государственной инспекции труда без внимания и должной оценки, в связи с чем пришел к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении жалобы.
Учитывая изложенное, постановление государственного инспектора труда в Иркутской области от 11 июня 2015 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 05 октября 2015 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО "Сибсервис" Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу генерального директора ООО "СибСервис" Ф. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда в Иркутской области от 11 июня 2015 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 05 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "СибСервис" Ф. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья П.И. Слепнёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.