Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Усовой Н.М., Егоровой О.В.,
при секретаре Шистеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска (данные изъяты) на определение Ленинского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2015 года об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Иркутска в интересах несовершеннолетнего Праслова О.С. к управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска, Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании устранить допущенные нарушения прав ребенка-инвалида,
УСТАНОВИЛА:
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 18 марта 2015 года исковые требования удовлетворены частично. Суд постановилобязать управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав ребенка-инвалида Праслова (данные изъяты), путем обеспечения его насадкой для унитаза с поручнями в установленные законом сроки. Обязать Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав ребенка-инвалида Праслова (данные изъяты), путем обеспечения его креслом-коляской с приводом для управления одной рукой комнатная (вес 35 кг, ширина сидения 40.5-45.5 см, ширина дверного проема 80 см), ходунками, изготовленными по индивидуальному заказу (рост 126 см, вес 35 кг), в установленные законом сроки. В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Иркутска обязать управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав ребенка-инвалида Праслова (данные изъяты), путем обеспечения его креслом-коляской с приводом для управления одной рукой комнатная (вес 35 кг, ширина сидения 40.5-45.5 см, ширина дверного проема 80 см), ходунками, изготовленными по индивидуальному заказу (рост 126 см, вес 35 кг), опорой для сидения для детей-инвалидов (рост 126 см, вес 35 кг), опорой для стояния для детей-инвалидов (рост 126 см, вес 35 кг), детским подъемником для ванны, отказано. В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Иркутска обязать Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав ребенка-инвалида Праслова (данные изъяты) путем обеспечения его опорой для сидения для детей-инвалидов (рост 126 см, вес 35 кг), опорой для стояния для детей-инвалидов (рост 126 см, вес 35 кг), насадкой для унитаза с поручнями, детским подъемником для ванны, отказано.
Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска обратилось с заявлением о замене ответчика в части обеспечения ТСР не включенных в перечень реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалидам, в связи с тем, что обеспечение ТСР за счет средств областного бюджета не входит в компетенцию управления Министерства и возложено на Управление соцзащиты.
Определение Ленинского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2015 года в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве отказано.
В частной жалобе представитель Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска (данные изъяты) просит определение отменить, в обоснование жалобы указывает, что с Дата изъята произошла передача полномочий по обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень, от управлений министерства к учреждениям. С 01 октября 2014 года финансирование на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень, осуществляется учреждениями, а соответственно и государственные контракты на приобретение технических средств реабилитации для инвалидов заключаются учреждениями с Дата изъята . Таким образом, управление министерства по Ленинскому району лишено возможности исполнить решение Ленинского районного суд. г. Иркутска от Дата изъята , в части обязания управления министерства по Ленинскому району обеспечить Праслова С.С. насадкой для унитаза с поручнями за счет средств областного бюджета, поскольку на данный момент управление Министерства по Ленинскому району не исполняет полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации.
По состоянию на Дата изъята управление Министерства по Ленинскому району находится на стадии ликвидации. В связи с чем, правопреемником управления министерства по Ленинскому району по настоящему спору, в части обеспечения Праслова О.С. насадкой для унитаза с поручнями за счет средств областного бюджета, в силу закона является ОГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску". Более того, судом первой инстанции установлено, что ОГК "Управление социальной защиты населения по г. Иркутску" имеет возможность исполнить решение Ленинского районного суда г. Иркутска Дата изъята в указанной части. Позиция управления Министерства по Ленинскому району о необходимости замены стороны ответчика - Управления Министерства по Ленинскому району на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Иркутску" подкреплена судебной практикой- определением Аларского районного суда Иркутской области от Дата изъята о замене стороны в исполнительном производстве по делу Номер изъят ( (данные изъяты).), рассмотренное Дата изъята в гражданской коллегии Иркутского областного суда и оставленное без изменения.
В письменных возражениях на частную жалобу, прокурор, участвующий в деле, просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения прокурора Скоробогатовой Н.А., полагавшей определение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции исходил из того, что достоверных и достаточных доказательств правопреемства между предыдущим ответчиком- Управлением Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Иркутской области" не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Процессуальное правопреемство происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
Решение вынесено судом Дата изъята , управлению Министерства по Ленинскому району г. Иркутска были известны исковые требования, вместе с тем возражений относительно невозможности исполнения требований об обеспечении ребенка инвалида Праслова О.С. насадкой для унитаза в связи с возложением данных обязанностей с Дата изъята на ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску ими не заявлялось, как не заявлялось и ходатайство о замене стороны ответчика на ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску. Решение суда от Дата изъята заявителем обжаловано не было.
При рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве суд, анализируя поручение первого заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, обоснованно пришел к выводу о том, что фактически ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску дано поручение по организации приобретения TCP для инвалидов.
Поскольку заявителем достоверных и достаточных доказательств материального правопреемства между управлением Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска и ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску представлено не было, более того, представители ОГКУ Управление социальной защиты населения по г. Иркутску суду пояснили, что правопреемником управления они не являются, никаких документов о ликвидации (не влекущей правопреемства), реорганизации ответчика либо передачи соответствующих полномочий суду также не представлено, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о процессуальном правопреемстве.
Таким образом, определение Ленинского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2015 года законно и обоснованно, и отмене не подлежит, а частная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Ленинского районного суда г. Иркутска от 22 июня 2015 года об отказе в удовлетворении заявления о замене взыскателя оставить без изменения, частную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф. Давыдова
Судьи Н.М. Усова
О.В. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.