Заместитель председателя Иркутского областного суда Корнюшина Л.Г., рассмотрев дело по жалобе главы администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 28 апреля 2015 года, на решение судьи Братского районного суда Иркутской области от 09 июня 2015 года и на решение судьи Иркутского областного суда от 25 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Вихоревского муниципального образования Пуляева Г.К.,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Номер изъят заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору М. от 28 апреля 2015 года должностное лицо - глава администрации Вихоревского муниципального образования Пуляев Г.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере шести тысяч рублей.
Решением судьи Братского районного суда Иркутской области Литвинцевой Е.М. от 09 июня 2015 года данное постановление заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 28 апреля 2015 года о признании должностного лица - главы администрации Вихоревского муниципального образования Пуляева Г.К. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба главы администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. - без удовлетворения.
Решением судьи Иркутского областного суда Слепнёва П.И. от 25 августа 2015 года постановление заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 28 апреля 2015 года и решение судьи Братского районного суда Иркутской области от 09 июня 2015 года, вынесенные в отношении главы администрации Вихоревского муниципального образования Пуляева Г.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлены без изменения, жалоба Пуляева Г.К. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, глава администрации Вихоревского городского поселения Пуляев Г.К., не соглашаясь с постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 28 апреля 2015 года, решением судьи Братского районного суда Иркутской области от 09 июня 2015 года и решением судьи Иркутского областного суда от 25 августа 2015 года, просит об отмене данных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, судебное дело по жалобам, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по данному делу об административном правонарушении должностным лицом ГПН не выполнено.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
С учетом содержания санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснение юридически значимых сведений о лице, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении должностным лицом Государственного пожарного надзора был составлен в отношении должностного лица - главы администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. При этом, в качестве документа, подтверждающего полномочия главы администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К., в протоколе указано Распоряжение администрации муниципального образования "Вихоревское городское поселение" от Дата изъята Номер изъят "О назначении на должность".
Постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом Государственного пожарного надзора в отношении должностного лица - главы администрации Вихоревского муниципального образования Пуляева Г.К.
Следовательно, по данному делу об административном правонарушении должностным лицом Государственного пожарного надзора не установлено лицо, подлежащее привлечению к административной ответственности.
Нормами статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" регламентированы полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности подразделяются по территориальному признаку на:
- полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов;
- полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов.
Так, статьей 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены понятия:
- сельское поселение как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
- городское поселение, представляющее город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Объем прав и обязанностей Пуляева Г.К. по должности главы Вихоревского муниципального образования и по должности главы администрации Вихоревского городского поселения в части обеспечения обязательных требований пожарной безопасности должностным лицом ГПН исследован не был.
Учитывая изложенное, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 28 апреля 2015 года подлежит отмене в связи с допущенными по делу существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных статьями 2.4, 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Братского районного суда Иркутской области и судья Иркутского областного суда, рассматривая жалобу Пуляева Г.К. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору, оставили допущенные должностным лицом ГПН нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без анализа и должной оценки, в связи с чем пришли к неправильному выводу о законности вынесенного по делу постановления. При этом судья Братского районного суда Иркутской области по результатам рассмотрения жалобы пришел к выводу об оставлении без изменения постановления заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 28 апреля 2015 года о признании виновным должностного лица - главы администрации Вихоревского муниципального образования Пуляева Г.К., и об оставлении без удовлетворения жалобы главы администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К.
При указанных обстоятельствах, решение судьи Братского районного суда Иркутской области от 09 июня 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 25 августа 2015 года также подлежат отмене.
Поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение заместителю главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору.
При новом рассмотрении дела должностному лицу ГПН следует также учесть положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 05.10.2015 N 288-ФЗ, согласно которой в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
Жалоба главы администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
жалобу главы администрации Вихоревского городского поселения Пуляева Г.К. удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору от 28 апреля 2015 года, решение судьи Братского районного суда Иркутской области от 09 июня 2015 года и решение судьи Иркутского областного суда от 25 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Вихоревского муниципального образования Пуляева Г.К. отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Пуляева Г.К. возвратить на новое рассмотрение заместителю главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору.
Заместитель председателя
Иркутского областного суда Л.Г. Корнюшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.