Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.
при секретаре судебного заседания Доброхваловой Е.И.,
с участием: представителя административного истца - Михайловой А.А.
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - Унанян Л.Г.,
представителей заинтересованных лиц:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области - Григорьевой Л.Х.,
Администрации города Твери - Репиной О.Ю., Ивановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бурдуковского А.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Бурдуковский А.М. обратился в Тверской областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере "данные изъяты" рублей. Заявленные требования обоснованы тем, что он является собственником указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого была определена по состоянию на 01 января 2013 года в размере "данные изъяты" рублей, что существенно превышает рыночную стоимость, определенную в результате независимой оценки, затрагивает права и законные интересы заявителя, так как приводит к необоснованному увеличению уплачиваемого им земельного налога.
На основании статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" настоящее дело рассматривается в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
В судебном заседании представитель административного истца - Михайлова А.А. заявленные требования поддержала.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - Унанян Л.Г. и заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области - Григорьева Л.Х. вопрос об удовлетворении требований Бурдуковского А.М. оставили на усмотрение суда.
Представители заинтересованного лица Администрации города Твери - Репина О.А. и Иванова Е.А. возражали против удовлетворения требований Бурдуковского А.М., сославшись на то, что кадастровая стоимость земельного участка его прав и законных интересов не нарушает.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект торговли (магазин), кадастровый номер N, расположенный по адресу: "адрес" принадлежит Бурдуковскому А.М. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 08 августа 2008 года, государственная регистрация права произведена 01 сентября 2008 года.
Являясь налогоплательщиком, Бурдуковский А.М. вправе оспаривать кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года N 13-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области.
Земельный участок с кадастровым номером N вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области. Согласно кадастровой справке от
27 июля 2015 года и от 08 сентября 2015 года кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 01 января 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости отчет независимого оценщика является одним из доказательств и подлежит оценке на предмет соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, в подтверждение его рыночной стоимости административный истец представил выполненный оценщиком ООО "Андреев Капиталъ" Чайкиным А.С. отчет об оценке от 11 августа 2015 года N 15-283з, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 01 января 2013 года составила "данные изъяты" рублей.
Согласно экспертному заключению от 26 августа 2015 года N Э-0467/15, составленному экспертом Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки" Патрушевым И.Ю. в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной стоимости может быть подтверждена, признана достоверной и рекомендуемой для целей оценки.
Оценив представленный отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Оценка произведена в соответствии с подлежащими применению федеральными стандартами оценки, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в Тверской области и г.Твери, в том числе сегмента рынка земельных участков коммерческого назначения, к которому относится объект оценки.
Оценщиком при проведении оценки учтено наилучшее и наиболее эффективное использование объекта оценки - текущее, для размещения объектов торговли.
В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, к отчету приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети "Интернет".
При применении сравнительного подхода, метода сравнения продаж оценщиком были подобраны аналоги-объекты, по своим характеристикам сопоставимые с объектом оценки.
После сравнительного анализа объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения была проведена корректировка значений единиц сравнения, и по состоянию на дату оценки определена рыночная стоимость земельного участка.
Мотивы отказа от использования при оценке земельного участка доходного и затратного подхода оценщиком приведены.
Положительное экспертное заключение соответствует требованиям статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Замечания представителей Администрации г.Твери, обусловленные отсутствием корректировки стоимости на местоположение аналогов и объекта оценки, находящихся в разных районах города, вывод оценщика не опровергают, поскольку на странице 59 отчета указано, что участки-аналоги и оцениваемый земельный участок, находясь на небольшом удалении от центральной части города, имеют сопоставимое местоположение.
Доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимого имущества в ходе рассмотрения дела административными ответчиками и заинтересованными лицами представлено не было, ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявляли.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года, равной "данные изъяты" рублей, подтверждены доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости и допустимости, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку разрешение дела об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости представляет собой форму реализации заявителем возможности определения наиболее экономически обоснованной стоимости объекта оценки, и не предполагает разрешения спора о конкретном праве или интересе обратившегося в суд лица, судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление Бурдуковского А.М. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере "данные изъяты" рублей.
Датой подачи заявления считать дату обращения в суд - 01 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тверского областного суда - в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.