Председатель Тверского областного суда Карташов А.Ю., рассмотрев дело по жалобе защитника Климова А.В. в интересах ФИО5 на постановление заместителя главного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Шлыгина Д.Н. от 05.12.2014, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 05.05.2015 и решение судьи Тверского областного суда от 23.06.2015,
установил:
постановлением заместителя главного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Шлыгина Д.Н. от 05.12.2014 ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Определением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 01.04.2015 ФИО5 восстановлен срок подачи жалобы на постановление заместителя главного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Шлыгина Д.Н. от 05.12.2014.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 05.05.2015 и решением судьи Тверского областного суда от 23.06.2015 указанное постановление должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области оставлено без изменения, жалоба ФИО5 - без удовлетворения.
Защитник Климов А.В. в интересах ФИО5 обратился в Тверской областной суд с жалобой на постановление заместителя главного инспектора "адрес" в области охраны окружающей среды Шлыгина Д.Н. от 05.12.2014, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 05.05.2015 и решение судьи Тверского областного суда от 23.06.2015, в обоснование которой указал, что место совершения административного правонарушения по делу не установлено, так как земельного участка с кадастровым номером 69:40:03:03:00:159:68430 не существует. Земельный участок с кадастровым номером 69:40:03:03:00:159:684 принадлежит на праве собственности ООО "Плюс Девелопмент". Однако, в нарушение норм закона ООО "Плюс Девелопмент" потерпевшим по делу не признано. Объективная сторона вмененного ФИО5 правонарушения выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сбросе и последующем размещении на почве на землях населенных пунктов строительных отходов. Между тем, статья 8.2 КоАП РФ не содержит запрета на сброс строительных отходов. Также, не установлено запрета на размещение строительных отходов на землях населенных пунктов статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Утверждает, что в вынесенных по делу актах не указано, какие конкретно экологические или санитарно-эпидемиологические требования нарушены ФИО5 при размещении строительных отходов. Вина ФИО5 в совершении данного административного правонарушения не установлена. Утверждает, что размещение отходов произведено в соответствии с договором оказания возмездных услуг и по указанию собственника земельного участка ООО "Плюс Деволопмент". Каких-либо доказательств поступления в почву химических веществ от размещения строительных материалов в деле не содержится, факта загрязнения почвы не установлено. Осмотр территории, отбор почвы проб и отходов осуществлены с нарушением требований законодательства. Отсутствуют сведения о калибровке, сертификации и поверке использованного оборудования.
ФИО5, будучи извещенным о поданной жалобе, в своих пояснениях поддержал изложенные в ней доводы.
Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 12.11.2015, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу статьи 11 Закона N 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов дела, в ходе осмотра территории (объекта) ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 40 мин. на земельном участке общей площадью 3200 кв.м. с кадастровым номером N, расположенном напротив "адрес", установлен факт размещения строительных отходов непосредственно на почве.
Вина ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными в ходе рассмотрения доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N 535 от 28.11.2014; актом осмотра территории (объекта) и приложенным фотоматериалом от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами, на которых зафиксирована свалка строительного мусора, а также номера автомобилей "данные изъяты" государственные регистрационный знаки N, N, производивших его выгрузку; карточками учета транспортных средств, из которых следует, что владельцем грузовых самосвалов с регистрационными знаками N является ФИО5; объяснениями свидетелей ФИО7 и ФИО8; свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N, принадлежит ООО "Плюс Девелопмент" и другими материалами дела.
Выводы о виновности ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены как должностным лицом, так и судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований сомневаться в достоверности акта осмотра территории, в котором зафиксировано нахождение на почве строительных отходов, не имеется.
Иная оценка доказательств по делу, приводимая заявителем в жалобе, и отличная от оценки, данной судьей, не является предусмотренным статьей 30.17 КоАП РФ основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений. Правила оценки доказательств, предусмотренные статьей 26.11 КоАП РФ, судебными инстанциями соблюдены.
Вопреки доводам жалобы виновность ФИО5 в совершении данного административного правонарушения подтверждается материалами дела, из которых следует, что складирование строительных отходов на земельном участке непосредственно на почве производилось по указанию ФИО5
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены умышленно, а также по неосторожности.
Объективная сторона данного правонарушения - действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
При этом, субъектный состав правонарушения не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, субъектами административной ответственности являются, в том числе любые лица, которые в своей деятельности не соблюдают экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством.
Событие административного правонарушения изложено в постановлении по делу об административном правонарушении должным образом и соответствует диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ. При этом, наступление последствий допущенного нарушения в виде поступления в почву химических веществ для квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, не требуется.
Доводы жалобы о том, что нормы статьи 8.2 КоАП РФ и статьи 51 Закона N 7-ФЗ не устанавливают запрета на размещение строительных отходов на землях населенных пунктов, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, запрещающего размещение (сброс) отходов непосредственно на почву.
Вопреки доводам заявителя вопрос о месте совершения административного правонарушения, равно как и другие обстоятельства, подлежащие в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлению по делу об административном правонарушении, выяснялся при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Указание в решении судьи Тверского областного суда на место совершения правонарушения как земельный участок с кадастровым номером N вместо кадастрового номера N является технической ошибкой. Из материалов административного дела следует, что осмотр территории (объекта) проводился именно на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном напротив "адрес".
Иные изложенные в жалобе доводы не влекут отмены обжалуемых актов, так как существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу не допущено.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями закона.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых актов по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление заместителя главного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Шлыгина Д.Н. от 05.12.2014 о привлечении ФИО5 к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 05.05.2015 и решение судьи Тверского областного суда от 23.06.2015 оставить без изменения, жалобу защитника Климова А.В. в защиту интересов ФИО5 - без удовлетворения.
Председатель суда А.Ю. Карташов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.