Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО1,
судей - ФИО1 и ФИО1,
при секретаре ФИО1
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УФМС России по "адрес" на решение Сунженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено заявление ФИО1, ФИО1 и ФИО1 о признании неправомерными действий Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по "адрес".
Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители в связи с военными действиями покинули место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосновались в "адрес". При обращении в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца получили отказ в связи с выплатой им в 1999 г. компенсации, предусмотренной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 "О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", в размере 133 000 руб.
Полагая действия органа миграционной службы неправомерными, просили суд обязать УФМС России по "адрес" продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца до полного жилищного обустройства.
В судебном заседании заявители просили удовлетворить требования по мотивам, изложенным в заявлении, а также обязать орган миграционной службы Республики Ингушетия включить их и членов семьи ФИО1, ФИО1, ФИО1 и ФИО1 в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" в той же последовательности и под тем же порядковым номером, что и до исключения из списка.
Представитель заинтересованного лица ФИО1 в удовлетворении заявления просил отказать.
Решением суда требования заявителей удовлетворены частично. Суд обязал УФМС России по "адрес" продлить заявителям срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения в законную силу, восстановить их и членов семьи ФИО1 и ФИО1 в вышеупомянутый сводный список в последовательности и под порядковым номером, имевшим место до их исключения из списка.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя УФМС России по "адрес" ФИО1, просившую удовлетворить жалобу, заявителя ФИО1 просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Как усматривается из материалов дела, заявители являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, срок действия статуса вынужденного переселенца им продлен до ДД.ММ.ГГГГ
В ходе судебного заседания суда первой инстанции заявители подтвердили, что они покинули место постоянного проживания безвозвратно и нуждаются в жилищном обустройстве.
Согласно уведомлению УФМС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N заявителям отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 1999 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 133 000 руб. в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510, которым утвержден Порядок выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно.
Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим п. 19 вышеупомянутого Порядка выплаты компенсаций. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Таким образом, обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела, является выяснение вопроса о соответствии выплаченной заявителям компенсации стоимости утраченного жилья, то есть давал ли размер этой компенсации возможность приобрести на момент ее выплаты другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном районе норм.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади, установленная для постановки на очередь для улучшения жилищных условий на одного человека (учетная норма), в "адрес" на 1999 г. составляла 12 кв. метров.
В силу п. 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 510 начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья на II квартал 1999 г. для расчета размера безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений предоставляемых участникам президентской программы "Государственные жилищные сертификаты" утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по "адрес" на II квартал 1999 г. в размере 3550 руб. (средняя российская цена за 1 кв. метр общей площади жилья на указанный период не установлена).
При определении размера компенсации учитываются члены семьи, временно отсутствовавшие в период разрешения кризиса в Чеченской Республике в связи с выбытием на учебу, военную службу, лечение, в длительную командировку, при условии отсутствия у них любого иного постоянного жилья. Факты нахождения на учебе, военной службе, лечении, в длительной командировке должны быть подтверждены соответствующими документами.
Право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
Как усматривается из справки УФМС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, семья заявителей на момент подачи заявления об оказании государственной поддержки состояла из четырех человек ( ФИО1.). Размер выплаченной им компенсации составляет 133 000 руб.
Таким образом, на одного члена семьи заявителей приходится 9,3 кв. метров (133000 руб. : 3550 руб. : 4 человека) общей площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы, что свидетельствует о жилищной необустроенности семьи заявителей на момент предоставления компенсации.
Довод заявителей о том, что они не обустроены на новом месте жительства и имеются препятствия для жилищного обустройства, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о неправомерности действий УФМС России по РИ, выразившихся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с выплатой семье заявителей компенсации, не отвечающей требованиям вышеприведенных норм.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сунженского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено заявление ФИО1, ФИО1 и ФИО1 о признании неправомерными действий Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по "адрес" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
верно:
Судья ФИО1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.