Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - ФИО11,
судей - ФИО13. и ФИО10,
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ФИО9 на решение Назрановского районного суда от 21 августа 2015 г., которым удовлетворены требования административных истцов ФИО1, ФИО2 и ФИО3 об оспаривании действий Управления ФМС России по Республике Ингушетия.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО8, ФИО4 ФИО14 и ФИО4 ФИО15 до 1994 г. проживали в Чеченской Республике. В результате разрешения кризиса в 1994 г. вынуждены были покинуть место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосноваться на территории Республики Ингушетия, где предоставлен статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлён до 13 марта 2015 г. Управлением ФМС России по Республике Ингушетия от 30 июня 2015 г. административные истцы исключены из сводного списка вынужденных переселенцев, ввиду выплаты в 1998 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 190 руб. Полагая свои права нарушенными, обратились в суд с административным иском, в котором просят обязать Управление ФМС России по Республике Ингушетия продлить срок действия статуса вынужденного переселенца Чеченской Республики.
Решением Назрановского районного суда от 21 августа 2015 г. требования административных истцов удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Управления ФМС России по Республике Ингушетия ФИО9 просит решение суда отменить в связи с выплатой административным истцам компенсации за утраченное жилье и имущество.
Административный истец ФИО4 ФИО16 надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления ФМС России по Республике Ингушетия ФИО9, просившую решение отменить, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, ФИО4 ФИО17 и ФИО4 ФИО18 просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные ст. 7 Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно имеющимся в деле копиям удостоверений вынужденного переселенца срок действия статуса вынужденного переселенца административным истцам продлен до 13 марта 2015 г.
Из уведомления Управления ФМС России по Республике Ингушетия от 30 июня 2015 г. усматривается, что в удовлетворении заявления ФИО4 ФИО21 ФИО4 ФИО19 и ФИО4 ФИО20. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца отказано в связи с получением ими в 1998 г. компенсации за утраченное жилье и имущество в размере 134 190 руб.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административных истцов, суд, руководствуясь ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах" исходил из того, что заявители до настоящего времени не обустроены, полученная компенсация не соответствует стоимости утраченного жилья и не дает возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания.
Судебная коллегия полагает данную позицию суда правильной, поскольку Управлением ФМС России по Республике Ингушетия не представлено доказательств, подтверждающих обустройство административных истцов на новом месте жительства.
Согласно п. 5 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 510, компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120 тыс. руб. на семью.
Начисление компенсации за утраченное жилье осуществляется по средним российским ценам за 1 кв. метр общей площади жилья, определяемым Федеральной службой государственной статистики на начало года.
Право на получение компенсации за утраченное жилье распространяется на членов семьи, состоящих в ней на день подачи заявления.
В силу п. 6 "Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. N 510, компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 рублей на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью.
В соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади устанавливается в размере двенадцати квадратных метров на одного человека.
Между тем согласно представленной в суд апелляционной инстанции выписке из базы данных "Компенсация" УФМС России по Республике Ингушетия, 18 декабря 1998 г. семья ФИО4 на день подачи заявления о выплате компенсации, состояла из 5 человек, получила компенсацию в размере 134 190 руб.
Так, средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в Российской Федерации на 1 квартал 1998 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд, выделяемых по планам 1 квартала 1998 г., для всех категорий граждан которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета установлен постановлением Госстроя РФ от 16 апреля 1998 г. N 18-37 "О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на 1 квартал 1998 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды представляются за счет средств федерального бюджета" и составляет 2800 руб.
Таким образом, компенсация за утраченное жилье за вычетом суммы компенсации за утраченное имущество в размере 17000 руб., выплачена заявителю в размере 117 190 руб., недоплата при учетной норме 12 кв.м. на одного человека при стоимости 2800 руб. за 1 кв.м. в Российской Федерации на начало 1 квартала 1998 г., составляет 168 000руб. ( 18 кв.м.)
Предоставляемое им жилое помещение должно составлять не менее 60 кв.м. при учетной норме 12 кв.м. на каждого члена семьи, тогда как общая площадь приобретённого жилого помещения, составляет 42 кв.м.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 29 апреля 2002 г., получение компенсации за утраченное жилье или имущество гражданами, пострадавшими в результате кризиса в Чеченской Республике, могло бы служить основанием к снятию их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по месту нового проживания с учетом норм, установленных в данном регионе.
Каких-либо доказательств, подтверждающих жилищное обустройство административных истцов на новом месте жительства, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах административными истцами статус вынужденного переселенца не утрачен, обстоятельства, препятствующие в обустройстве на новом месте жительства, не устранены, судебная коллегия полагает решение суда, которым на Управление ФМС России по Республике Ингушетия возложена обязанность продлить заявителю срок действия статуса вынужденного переселенца, законным и обоснованным, доводы жалобы - несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Назрановского районного суда от 21 августа 2015 г., которым удовлетворены требования административных истцов ФИО1, ФИО2 и ФИО3 об оспаривании действий Управления ФМС России по Республике Ингушетия, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащими подписями
копия верна:
Судья ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.