судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего Акининой О.А.,
судей Вачковой И.Г., Ефремовой Л.Н.,
при секретере Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Дашкова Н.Д. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14 сентября 2015 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Дашкова Н.Д. к мэрии "адрес" о признании недействительным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Хрищенко В.И. (представителя Дашкова Н.Д.) в поддержание доводов апелляционной жалобы,
суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Истец - Дашков Н.Д. обратился ( ДД.ММ.ГГГГ г.) в суд с иском к мэрии г. "адрес" о признании недействительным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, ссылаясь на следующее.
Истец( ДД.ММ.ГГГГ) является ветераном Великой Отечественной Войны 1941- 1945 г.г. и имеет льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной Войны.
Истец Дашков Н.Д. зарегистрирован и проживет у дочери в двухкомнатной квартире, общей площадью 49,20 кв.м. по адресу: "адрес".
Данная квартира на праве собственности в равных долях (по 1/2 доли) принадлежит дочери истца - ФИО1 и внучке истца - ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Всего в квартире зарегистрировано 3 человека.
ДД.ММ.ГГГГ Дашков Н.Д. обратился в мэрию "адрес" с заявлением о принятии его на учет нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 1 человек.
Оспариваемым истцом Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N N от ДД.ММ.ГГГГ., истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с обеспеченностью жилого помещения по норме.
Истец не согласен с данным Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ
Так, основанием для отказа в принятии истца на учет послужило то обстоятельство, что истец обеспечен жильем, что истец проживет в двухкомнатной квартире общей площадью 49,20 кв.м., жилой площадью 30,20 кв.м. (собственник дочь и внучка, всего зарегистрировано 3 человека), что на заявителя приходится 16,40 кв.м. общей площади помещения) по адресу: "адрес".
Истец просил суд:
- признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти N N от ДД.ММ.ГГГГ. "Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях",
- признать истца нуждающимся в жилом помещении,
- обязать ответчика принять истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Представитель ответчика - мэрии "адрес" иск не признал, утверждая, что истец вселен в квартиру дочери и внучки в качестве члена семьи с согласия собственников; при норме 14 кв.м., на каждого из членов семьи истца приходится по 16,40 кв.м.; у мужа ФИО3зятя истца) в собственности имеется двухкомнатная квартира; в настоящее время отсутствуют основания для принятия истца на учет нуждающихся.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Дашковым Н.Д. ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
На основании ч. 1 Указа Президента РФ N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", в качестве меры социальной поддержки предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилых помещений, а также являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 1, п.п. 2. п. 3 ст. 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки;
На основании п. 6, п. 11, ст. 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", форма предоставления указанных мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона РФ "О ветеранах" гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В Самарской области обеспечение жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
Согласно указанному закону граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 1 Постановления N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
На основании ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 25 Постановления N 2 от 10.02.2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что истец Дашков Н.Д. ( ДД.ММ.ГГГГ года рождения), является ветераном Великой Отечественной Войны (из числа лиц проработавших в тылу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не менее 6 месяцев) и имеет льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии N
ДД.ММ.ГГГГ г. истец зарегистрирован и проживет у дочери в двухкомнатной квартире, общей площадью 49,20 кв.м. расположенной по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Дашков Н.Д. обратился в мэрию "адрес" с заявлением о принятии его на учет нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 1 человек.
Оспариваемым истцом Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти N N от ДД.ММ.ГГГГ г., истцу Дашкову Н.Д. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ по тем основаниям, что он обеспечен общей площадью жилого помещения по норме; истец зарегистрирован и проживет в двухкомнатной квартире общей площадью 49,20 кв.м., жилой площадью 30,20 кв.м. (собственники: дочь и внучка, всего зарегистрировано 3 человека) по адресу: "адрес".
Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли) ФИО1 (дочери истца) и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (внучке истца) - на основании договора о безвозмездной передаче квартир в собственность N от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с администрацией Центрального района "адрес"
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (серии N).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г., в квартире зарегистрировано 3 человека:
1) истец Дашков Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ рожд. - зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ
2) дочь истца - ФИО1.(собственник) ДД.ММ.ГГГГ.р. - зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ г.,
3) ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ.р. (муж дочери истца) - зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Истец вселен в указанную квартиру в качестве члена семьи и с согласия сособственников.
Фактически в указанной квартире проживают трое: Дашков Н.Д. (истец), ФИО1.(дочь истца), ФИО2. (муж дочери истца), что подтверждается актом обследования жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ г.
Так, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ г., занимаемое истцом жилое помещение состоит из 2 комнат(общей площадью 49,20 кв.м., жилой - 30,20 кв.м.); комнаты расположены на 2 этаже в 5-и этажном доме; собственниками жилого помещения являются ФИО1.(дочь истца) и ФИО2внучка истца); на момент проверки, дома находились Дашков Н.Д. с дочерью; в одной комнате проживает истец Дашков Н.Д. (лежачий), в комнате находятся: кровать, шкаф, кресла, стол; в другой комнате проживает дочь с мужем.
Таким образом, на каждого проживающего в указанном жилом помещении приходится по 16,40 кв.м. общей площади жилого помещения, что более учетной нормы (14,00 кв.м.) для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал Дашкову Н.Д. в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условии.
Доводы представителя истца о том, что истец не ведет общего хозяйства с дочерью ФИО1. и её семьей, суд первой инстанции правильно не принял во внимание, поскольку данные доводы ничем не подтверждены.
Ответчик правомерно отказал истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно отказал в иске полностью.
Решение суда является законным и обоснованным. Для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения по основаниям, указанным в статье 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Дашкова Н.Д. о несогласии с решением суда, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили в решении суда правильную правовую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 сентября 2015г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Дашкова Н.Д. - без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.