Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Магомедовой Р.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкала 24 ноября 2015 года гражданское дело по иску Расулова М.А ... к управлению ОПФР по РД в Хунзахском районе об установлении надбавки к пенсии,
по апелляционной жалобе Расулова А. М.,
на решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 29 июня 2015года, которым постановлено:
"в удовлетворении иска Расулова А. М. к Управлению ОПФР по Республике Дагестан в Хунзахском районе об установлении надбавки к пенсии и взыскании компенсации невыплаченной надбавки за период с 01.01.2000 по 01.05.2015 года - отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Магадовой А.В., заслушав объяснение представителя Расулова А.М. по доверенности Султанова А. об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Расулов A.M. обратился в суд с иском к УОПФР по РД в Хунзахском районе об установлении надбавки к пенсии и взыскании компенсации невыплаченной надбавки за период с 01.01.2000 по 01.05.2015 года.
Иск мотивирован тем, что он является участником ликвидации последствий аварии 1957 года на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку "Теча" в период с сентября 1957 г. по ноябрь 1958 года (согласно справки администрации г. Челябинска от 22.07.1999 г. N 14-08\72 на основании списков в\ч 01013 N 10119).
Имеет удостоверение участника ликвидации последствий аварии 1957 года на ПО "Маяк" с указанием на то, что предъявитель удостоверения имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в части 3 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
На основании заключения Ростовского регионального межведомственного экспертного совета от 30 января 2013 года основное заболевание и инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, установлена инвалидность первой группы.
Согласно п. 3 части 1 ст. 13 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона, относятся военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Следовательно, он относится к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего закона. Военнослужащие, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение социальных услуг, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом с момента их предъявления. На участников ликвидации аварии на ПО "Маяк" распространяется действие настоящего Закона, (ст. 1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Согласно базового Закона (ст. 30) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части 1 ст. 13 настоящего Закона, устанавливалась надбавка к пенсии в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.
Истец считает, что ему указанная надбавка к пенсии должна выплачиваться с 01.01.2000 года по 01.04.2014 года, что в итоге составляет 157733, 34 рубля, которые пенсионный фонд обязан выплатить согласно представленному им расчету, а также выплачивать указанную надбавку в дальнейшем ежемесячно, начиная с 01.05.2015 года в сумме 1802,78 руб., с последующей индексацией согласно законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании интересы истца по доверенности от 12.05. 2015г., заверенная главой администрации с. Харахи, Хунзахского района, РД, представлял Расулов М.А., который поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить.
Представители ответчика - начальник УОПФР по РД в Хунзахском районе Ахмедова П.Х. и заместитель Майндуров А.Д. - возражали против удовлетворения иска, указывая, что в соответствии с пенсионным делом пенсионера (истца) он получал вышеуказанную надбавку. Расчет надбавки им произведен неправильно, расчет надбавки в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" производиться должен был из минимально установленной законом пенсии, а не из всей назначенной суммы пенсионеру. Рассчитанную в соответствии с требованиями указанного закона надбавку истец получал в составе страховой части своей пенсии. В дальнейшем по заявлению истца ему же назначена трудовая пенсия по инвалидности, размер пенсии сохранен в прежнем, более высоком, размере в соответствии с требованиями вышеприведенного закона. В ныне действующей редакции Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная надбавка не предусмотрена.
В суд апелляционной инстанции истец Расулов А.М. не явился, извещен надлежащим образом, не сообщил суду о причинах своей неявки, не ходатайствовал об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в свое отсутствие, не представил доказательств уважительности причин неявки, с учетом изложенного и что его представитель Султанов А.И. заверил суд, что Расулов А.М. знает о рассмотрении апелляционной жалобы, руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью сторон, отсутствие истца не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие истца Расулова А.М.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда постановленного по делу.
Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на соответствующие категории граждан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ( в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), устанавливается надбавка к пенсии в размере 30 процентов минимальной пенсии по возрасту независимо от размера назначенной пенсии.
Таким образом, увеличение указанной надбавки осуществлялось одновременно с увеличением минимальной пенсии по возрасту.
С 01 января 2002 года пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в котором отсутствует положение о минимальном размере пенсии по возрасту.
Приведенный п.2 ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признан утратившим силу Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ.
B соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции до Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) предусматривалось, что размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации. Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" принимало ряд постановлений об индексации размера базовой части трудовых пенсий. В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (вступил в силу 20 июля 2006 года) положения, предусматривающие надбавку к пенсии гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, признаны утратившими силу.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Расулов А.М ... относится к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Судом установлено, что согласно ст. 31 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" с 20.09. 1996года являлся получателем трудовой пенсии по старости.
Из ответов Управления отделения пенсионного органа по РД в Хунзахском районе следует, что "в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" N340-1 от 20.1 1.1990г., истцу была назначена трудовая пенсия по старости с 20.09.1 996г. После обращения за перерасчетом пенсии с 1.12.1999 г. ему была установлена надбавка в размере 32 руб. 53коп. как участнику ликвидации аварии в ПО "МАЯК" в соответствии п.2 статьи 30 Закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ, и получали ее в составе пенсии с учетом всех индексаций по 31.05.2013г. (п.2 статьи 30 закона утратил силу на основании Федерального закона oi IS.07.2006 N 112-Ф5.). На основании Вашего заявления с 1.06.2013г. пенсия была переведена на государственную пенсию по инвалидности как инвалидам техногенных катастроф по наиболее выгодному варианту, в соответствии с Федеральным Законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" N166-ФЗ от 15.12.2001г. В составе этой пенсии данная надбавка не предусмотрена".
Указанная надбавка предусматривалась п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", выплачиваемая участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, в т.ч. получавшим трудовую пенсию по инвалидности.
Из материалов дела следует, что в размере пенсии учитывалась надбавка в 30% от минимальной пенсии по старости, что истцом не оспаривалось, что подтверждается пенсионным делом истца, из которой следует, что с 23 декабря 1999 года в составе пенсии по старости он получал надбавку участника ликвидации аварии на ЧАЭС в размере 32, 53 рублей. Всего сумма пенсии на указанный период составляла 491,68 руб.
Надбавку истец получал исходя из 30% установленного на тот момент минимального размера пенсии. Требования истца о перерасчете надбавки с учетом 30% от суммы назначенной ему пенсии не основаны на законе.
Указанную надбавку, как видно из пенсионного дела истца, он продолжал получать с учетом индексации до 23.05.2013 года, когда по заявлению истца решением пенсионного органа ему назначена пенсия по инвалидности в сумме 18461, 80 рублей. При этом за все годы размер пенсии истцу повышался с учетом установленной индексации.
В связи с введением в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в отношении истца произведен перерасчет пенсионных выплат с учетом размера базовой, накопительной и страховой частей трудовой пенсии.
С 01.01.2002 года самостоятельное определение и начисление истцу надбавки в 30% от минимальной пенсии по старости не производилось, поскольку вследствие изменения принципов расчета пенсий, из нормативной базы исключено понятие "Минимальный размер пенсии по старости".
В дальнейшем по заявлению истца ему была назначена трудовая пенсия по инвалидности, размер пенсии сохранен в прежнем, в более высоком размере, в соответствии с вышеприведенным законом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Федеральным законом от 18.07.2006 N 112-ФЗ п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливающий участникам ликвидации аварии на ЧАЭС надбавку в 30% от минимальной пенсии по старости, признан утратившим силу. При этом статьей 4 названного ФЗ установлено, что указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2002 года.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, они основаны на установленных обстоятельствах, подтверждены представленными доказательствами, и судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и основаны на неправильном толковании действующего законодательства по указанным правоотношениям.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Расулова А.М. "." - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.