Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Гасановой Д.Г. и Абдуллаева М.К.,
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Рамазановой Ф.Ш. по доверенности Рашидовой Г.Д. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 17 июля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Рамазановой Ф.Ш. к Министерству Финансов РФ о возмещении материального ущерба, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Биремовой А.А., выслушав объяснения представителей Рамазановой Ф.Ш. Рашидовой Г.Д. и Михралиева Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рамазанова Ф.Ш. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении имущественного вреда, причиненного в ходе проведения спецоперации по нейтрализации участников незаконных вооруженных формирований.
В обоснование иска указала, что 26 апреля 2014 года в 16 часов 00 минут при проведении специальных мероприятий сотрудниками УФСБ России по РД и МВД по РД полностью разрушено ее домовладение - жилой двухэтажный дом, расположенный по "адрес", чем причинен имущественный вред, подлежащий компенсации в полном объеме согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Какие-либо выплаты по возмещению имущественного ущерба в результате проведенных 26 апреля 2014 года специальных мероприятий сотрудниками УФСБ России по РД и МВД по РД при пресечении террористического акта правомерными действиями, не производились.
Постановлением следователя по ОВД Дербентского МРСО СУ РФ по РД Гасанова С.А. от 9 июня 2014 года она призвана потерпевшей по уголовному делу N404132.
Согласно заключению эксперта N 01-11/2014 от 6 ноября 2014 года, проведенного на основании Постановления от 26 июня 2014 года следователя по ОВД Дербентского МРСО СУ СК РФ по РД, экспертом-оценщиком Абдуллаевым Т.М. от 24 июля 2014 года для целей определения размера причиненного ущерба в результате проведения специальных мероприятий дому "адрес" "а" по "адрес" в "адрес", по материалом уголовного дела N проведена строительно-техническая экспертиза. Согласно данному заключению восстановительная стоимость жилого дома составляет N) рублей.
Согласно Отчету - заключению по результатам обследования жилого "адрес" в г. Дербенте, проведенного Общероссийским общественным фондом "центр качества строительства" Дагестанское региональное отделение, стоимость ремонтно-восстановительных работ составляет 4326193 (четыре миллиона триста двадцать шесть тысяч сто девяносто три) рублей.
Согласно Акту обследования помещения N111 от 15.01.2015г. и Заключению межведомственной комиссии городского округа "город Дербент" о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 15.01.2015 г. "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии, не пригоден для проживания.
В соответствии с требованиями п. 9.1 Методических рекомендаций МЧС России за N2-4-60-12-22 от 02.11.2011 г., предусматривающих порядок выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, администрацией муниципального образования конкретный размер помощи пострадавшим от стихийного бедствия гражданам определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления, которыми составляются акты обследования жилых помещений, являющиеся неотъемлемой частью к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, которые должны быть подписаны членами комиссии и пострадавшими гражданами (собственниками жилья); согласованы руководителем (его заместителем) управления по делам ГО ЧС муниципального образования и утверждены руководителем органа местного самоуправления. Акты должны содержать в себе расшифровку подписей, иметь дату и заверены соответствующей печатью.
Статья 18 ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. ФЗ от 27.06.2006 года N 155-ФЗ) предусматривает: "Государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших. Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ".
В настоящее время порядок возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, устанавливает постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". Так пункт 3 постановления определяет, что Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени Российской Федерации выступает Министерство Финансов РФ.
Исходя из вышеизложенного компенсационные выплаты в пользу истца должны осуществляться за счет средств федерального бюджета (казны РФ) и это вытекает из содержания вышеизложенных правовых норм вследствие обязательства государства по выплате установленной законом компенсации потерпевшему в результате теракта в связи с причинением ей имущественного ущерба и телесных повреждений.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Рамазановой Ф.Ш. по доверенности Рашидова Г.Д. просит отменить оспариваемое решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность по следующим основаниям. Указывает на то, что при проведении спецоперации от 26 апреля 2014 года полностью разрушено домовладение Рамазановой Ф.Ш., расположенное по адресу: Республика Дагестан, "адрес".
Какие-либо выплаты по возмещению имущественного ущерба причинного в результате пресечении террористического акта, Рамазановой Ф.Ш. не производились.
Порядок возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, устанавливают Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (утв. постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110)
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела представитель Министерства финансов РФ, а также Рамазанова Ф.Ш. в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям:
Согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Средства на возмещение вреда могут быть выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Указанным Постановлением утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В п. 10 Правил указано, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий:
а) выплата единовременного пособия (семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта, гражданам, получившим в результате террористического акта вред здоровью и др.);
б) проведение аварийно-спасательных работ;
в) проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, получивших повреждения в результате террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями;
г) развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более одного месяца) пунктов временного проживания и питания для эвакуируемых граждан (из расчета за временное проживание - до 550 рублей на человека в сутки, за питание - до N рублей на человека в сутки);
д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества:
гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - N тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - N на человека).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 26 апреля 2014 года в 16 часов 00 минут при проведении специальных мероприятий сотрудниками УФСБ России по РД и МВД по РД разрушено домовладение - жилой двухэтажный дом, расположенный по "адрес", принадлежащее Рамазановой Ф.Ш..
Тем самым, как правильно отмечено в решении суда, ущерб истице был причинен в результате контртеррористической операции, проведенной для устранения опасности, созданной террористами, которая при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, т.е. в состоянии крайней необходимости. Вред причинен истице как третьему лицу, которое не имеет отношения к возникшей опасности, причинение такого вреда представлялось единственным выходом из положения, когда предотвращение опасности недостижимо другими средствами.
Причинение вреда в состоянии крайней необходимости силами, уполномоченными на проведение контртеррористической операции, является правомерным, так как, действуя в состоянии крайней необходимости, эти силы вступают в отношения, допускаемые государством, и выполняют предписания Федерального закона N35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Постановлением следователя по ОВД Дербентского МРСО СУ РФ по РД Гасанова С.А. от 9 июня 2014 года истица призвана потерпевшей по уголовному делу N404132.
Разрешая спор, судом первой инстанции исследованы акт обследования помещения N111 от 15.01.2015г. и заключение межведомственной комиссии городского округа "город Дербент" о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 15.01.2015 г., согласно которым "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии, не пригоден для проживания.
Согласно Заключению эксперта N 01-11/2014 от 6 ноября 2014 года проведенного на основании Постановления от 26 июня 2014 года следователя по ОВД Дербентского МРСО СУ СК РФ по РД, восстановительная стоимость названного жилого дома составляет 4150464 (четыре миллион сто пятьдесят тысяч четыреста шестьдесят четыре) рублей.
В целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями, в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 года N 561 (ред. от 22.11.2011) "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" выдаются государственные жилищные сертификаты.
10 июля 1995 года во исполнение указанного Постановления Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которым:
- в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2);
- для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3);
- Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4).
В связи с этим, как правильно указано в решении суда, обязанность государства по выплате различного рода компенсаций в возмещение ущерба, причиненного, среди прочего, при пресечении террористического акта, возникает только при условии соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти (как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и т.д.
Однако Рамазановой Ф. в суд не представлены данные, подтверждающие условия соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти (как местного самоуправления, так и субъектов федерации) соответствующей информации (обосновывающих документов) о пострадавших, ущербе и т.д.
Отказывая в удовлетворении иска Рамазановой Ф., суд первой инстанции обоснованно принял во внимание и то, что истица просит взыскать с казны РФ не компенсационные выплаты в возмещение ущерба, причиненного правомерными действиями при пресечении террористического акта, размер которых установлен Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а полное возмещение ущерба, а именно восстановительную стоимость жилого дома, размер которой определен Заключением эксперта от 6.11.2014 г.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает полное возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями правоохранительных органов при пресечении террористического акта. Такие требования могут быть предъявлены только к причинителю вреда - субъекту преступления, при пресечении действий которого был причинен имущественный вред, либо при наличии соответствующих условий к его родственникам.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что к исковому заявлению Рамазановой Ф. не приложены доказательства, свидетельствующие о том, что истица не получала компенсационные выплаты, и что требования об их взыскании ею не заявлены.
При указанных обстоятельствах обоснован вывод суда о том, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к необоснованной переоценке доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 17 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.