Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.,
при секретаре Миграновой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО " ... " ФИО3 на решение судьи Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым
постановление старшего государственного инспектора РФ по РБ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника ... территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ ФИО2 от дата о привлечении юридического лица - ООО " ... " к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО " ... " ФИО3 - без удовлетворения,
установила:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника ... территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ (далее- ... ТУ Минэкологии РБ) ФИО2 от дата ООО " ... " признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 105 000 руб.
Судьей Благовещенского районного суда Республики Башкортостан по жалобе генерального директора ООО " ... " ФИО3 вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника ... ТУ Минэкологии РБ ФИО2 от дата и с решением судьи Благовещенского районного суда РБ от дата, генеральный директор ООО " ... " ФИО3 подал в Верховный Суд РБ жалобу, в которой просит их отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что состава административного правонарушения в действиях общества не было, отход накапливался, а не размещался, исследование отобранных проб проведено с нарушением закона, доказательства были собраны с нарушением прав общества.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.
Согласно статье 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Как следует из п. 2 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от дата N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с пунктом 2.4. СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
В соответствии с пунктом 2.6. СанПиН 2.1.7.1038-01, захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1 - 2 класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Согласно пункту 8.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 основное условие возможности приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов - соблюдение санитарно - гигиенических требований по охране атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод.
Основным санитарным условием является требование непревышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки.
В силу пункта 8.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 вопрос о количестве указанных отходов, принимаемых на полигон твердых бытовых отходов, решается организацией, эксплуатирующей полигон, по согласованию с территориальным ЦГСЭН и утверждается в установленном порядке. Санитарно - эпидемиологическое заключение о совместном хранении и захоронении промышленных отходов и ТБО выдается территориальным ЦГСЭН на основе анализов лабораторий, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 8.5 СанПиН 2.1.7.1038-01 организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно - гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов.
Из материалов дела усматривается следующее. Полигон твердых бытовых отходов в адрес, расположенный в адрес по направлению на юго-восток от окраины автомобильной дороги адрес, согласно Распоряжения Правительства Республики Башкортостан N N ... от дата является объектом незавершенного строительства и относится к государственной собственности, переданной в собственность муниципального района адрес (материал ... ТУ Минэкологии РБ л.д.143).
дата между адрес и ООО " ... " заключено концессионное соглашение в отношении объекта недвижимости "Полигон твердых бытовых отходов" (материал ... ТУ Минэкологии РБ л.д.147,148).
Согласно п.1.1 Соглашения ООО " ... " осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов на срок, установленный пунктом 8.1 Соглашения, то есть в течение 17 лет.
дата между адрес и ООО " ... " заключен договор аренды земельного участка N ... по условиям которого арендодатель предоставил арендатору ... земельные участки объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка прилагаемого к договору и являющегося неотъемлемой частью договора, общей площадью ... кв.м., срок действия договора установлен с дата по дата (л.д.145).
В соответствии с п.4.4.2 данного договора Арендатор ООО " ... обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
В силу п. 4.3.2 данного договора Арендатор имеет право с письменного согласия Арендодателя сдавать участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам в пределах срока аренды.
Как усматривается из материалов дела, ООО " ... " имеет лицензию "На осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности" от дата серии N ... , выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Согласно данной лицензии к видам работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, относится лишь размещение отходов IV класса опасности, местом осуществления указанного в лицензии вида деятельности является РБ, адрес, ... автомобильной дороги ... , "Полигон твердых бытовых отходов" (т.1 л.д.83-93).
ООО " ... " имеет лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов II-IV класса опасности серии N ... N ... от дата., при этом местом осуществления лицензируемого вида деятельности является адрес (т.1 л.д.94-95).
В отсутствие письменного согласия администрации муниципального района адрес ООО " ... " 12.01.2015г. заключило с ООО " ... " договор аренды карты для хранения отходов (материал ... ТУ Минэкологии РБ л.д.149,150).
В соответствии с п.1.1 данного договора Арендодатель предоставил Арендатору за плату во временное владение и пользование карту N ... объемом 12 000 куб.м. для приема отходов расположенную по адресу адрес, ... автомобильной дороги ... , карта находится на земельном участке с кадастровым номером N ... Согласно указанному договору целевым назначение арендуемого земельного участка является размещение мобильного оборудования для обезвреживания отходов.
Данных о возможности размещения на арендуемой карте N ... полигона ... промышленных отходов указанный договор аренды не содержит.
Из акта приема-передачи карты N ... от 12.01.2015г. следует, что ООО " ... " передал, а ООО " ... " приняло в аренду карту N ... для приема отходов.
Согласно товарной накладной от 02.03.2015г. ООО " ... " отправило, а карта N ... получило нефтешлам в количестве 320 тонн.
Согласно паспорта токсичности отходов указанного нефтешлама (грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами) имеет III класс опасности по степени воздействия на человека (л.д.60-61).
Из материалов проверки КУСП N ... об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что дата. по сообщению помощника Благовещенской межрайонного прокурора РБ ФИО4 о том, что на полигон бытовых отходов, расположенный на адрес автомобильной дороги адрес неизвестные лица выгрузили мусор, старшим дознавателем Отдела МВД России по адрес РБ, с участием специалистов отдела ... , помощника Благовещенской межрайонного прокурора РБ ФИО4, главного инженера Администрации муниципального района адрес ФИО5, заместителя начальника ПТУ Минэкологии РБ ФИО2 был произведен осмотр места происшествия, а именно территория полигона ... , по результатам которого установлено, что территория полигона ... ", расположенная на ... автомобильной дороги адрес, по периметру огорожена. На территории полигона имеется земельный участок площадью 617 кв.м, объемом 2000 куб.м. Данный участок делится на верхний и нижний свал. Верхний площадью 225 кв.м., где имеется насыпь в высоте 5 м., предположительно загрязненная веществом с характерным запахом нефтепродуктов. Нижний свал площадью ... кв.м., где имеется насыпь в высоте 3 м, предположительно загрязненная веществом с характерным запахом нефтепродуктов. В 100 метрах северо-западнее имеется земельный участок с насыпью глины площадью 4500 кв.м. Перед данным земельным участком на расстоянии 50м. на участке площадью 20 кв.м. обнаружено жидкое вещество черного цвета с характерным запахом нефтепродукта. В ходе осмотра места происшествия производилась фотосъемка, фотоиллюстрации приобщены к материалам дела. В ходе осмотра места происшествия ведущими специалистами отдела инспекционного контроля почвы и отходов ГБУ РБ УГАК ФИО6 и ФИО7 с указанных объектов были изъяты образцы грунта и образцы вещества, что подтверждается актами отбора проб N N ... от дата с верхнего уровня складирования отхода (предположительно нефтешлама), с нижнего уровня складирования отхода (предположительно нефтешлама), 100 м. на северо-запад от точки отбора 1 предположительно, место складирования нефтяного шлама в пределах полигона ТБО и актом отбора проб N ... от дата. в месте складирования неизвестного шламообразного вещества вязкого состояния, черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов, а также приложенной к акту отбора проб схемой с указанием расположения точек отбора проб.
В соответствии с заключением Государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управления государственного аналитического контроля (ГБУ РБ УГАК) по результатам исследования изъятых проб отходов (нефтешламов) и неизвестного жидкого вещества, отобранных дата. в результате исследования отобранной пробы неизвестного вещества (маслянистой жидкости черного цвета) методами ИК - спектрометрии и хроматографии сделан вывод, что основными компонентами этого вещества являются тяжелые органические соединения, класс опасности определялся расчетным методом по результатам определения содержания нефтепродуктов. Из расчета следует, что пробы отходов, отобранные с верхнего и нижнего уровней складирования отходов (предположительно нефтешламов), отобранные в пределах полигона ТБО ООО " ... ", точка отбора 1 и точка отбора 2, соответствуют 3 умеренному опасному классу опасности отходов. А отход, отобранный на расстоянии 100 м в северо-западном направлении от точки отбора 1, соответствует 4 малоопасному классу опасности отходов. Определение класса опасности пробы неизвестного вещества (маслянистой жидкости черного цвета) проведено экспериментальным методом и соответствует 2 высокоопасному классу опасности отходов (л.д. 166-170 административного материала).
Таким образом, районным судом обоснованно установлено, что дата на территории полигона твердых бытовых отходов ООО " ... " находились промышленные отходы III и II класса опасности без соблюдения требований СП 2.1.7.1038-01.
Указанные обстоятельства и вина ООО " ... " подтверждаются совокупностью собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, а именно: протоколом осмотра от дата, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от дата; актом проверки от дата и иными материалами дела.
Доводы в жалобе о не доказанности вины юридического лица, являются несостоятельными, поскольку полностью опровергаются совокупностью собранных по делу вышеизложенных доказательств, которые были проверены судом и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судьей районного суда верно установлено, что отбор проб с территории полигона ТБО адрес дата был произведен специалистами ГБУ РБ УГАК в рамках проведения осмотра места происшествия по поступившему в Отдел МВД России по адрес сообщения о преступлении, нормы ст.26.5 КоАП РФ при изъятии проб не нарушены, поскольку согласно указанной статьи участие понятых и видеосъемка не является обязательным условием для изъятия проб и образцов.
Утверждения заявителя о том, что при проведении исследований была произведена подмена исследуемого материала, судья районного суда также обоснованно нашла несостоятельными, поскольку согласно акту отбора проб N ... от дата в месте складирования неизвестного шламообразного вещества была отобрана проба шламообразного вещества вязкого состояния, черного цвета с характерным запахом нефтепродуктов. Согласно заключению исследований и протоколам результатов исследования, на исследование поступило также шламообразное вязкое вещество, отобранное в т.о.1- участок, загрязненный шламообразным вязким веществом полигона ТБО ООО " ... ".
Кроме того, в судебном заседании в суде первой инстанции специалисты ГБУ РБ УГАК ФИО6 и ФИО7 пояснили, что дата на полигоне ТБО ООО " ... " ими были отобраны пробы обнаруженного нефтешлама и вязкого вещества, которые в установленном порядке были упакованы и переданы на исследование. Подмена проб при проведении исследований не возможна. ГБУ РБ УГАК имеет аккредитацию, в том числе и на исследование нефтепродуктов. При отборе проб жидкое вещество не отбиралось, было отобрано шламообразное вязкое вещество с запахом нефтепродукта. Основания не доверять показаниям специалистов отсутствуют, доказательств их заинтересованности в результатах рассмотрения дела об административном правонарушении не имеется.
Иные приведенные в жалобе доводы не являются достаточным правовым основанием к отмене, либо изменению постановления должностного лица и решения судьи районного суда по делу об административном правонарушении.
Порядок привлечения ООО " ... " к административной ответственности не нарушен, постановление о привлечении ООО " ... " к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО " ... " в соответствии с санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не имеется. Жалоба правомерно рассмотрена судьей районного суда в соответствии с положениями ч.2 ст.25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с участием представителя ООО " ... ".
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление старшего государственного инспектора РФ по РБ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника ... ТУ Минэкологии РБ ФИО2 от дата и решение судьи Благовещенского районного суда РБ от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО " ... " оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО " ... " ФИО3 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан ФИО9
Справка: судья Хисматуллина И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.