Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.,
при секретаре Фархутдиновой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МР Чишминский район РБ на решение Чишминского районного суда РБ от дата, которым постановлено:
иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан в интересах государства и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа с. Старомусино муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Старомусино муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных последствий проявления терроризма, а именно: здание образовательной организации, расположенной по адресу адрес, оборудовать арочным (рамочным) металлоискателем и системой тревожной сигнализации в течение ... со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Фроловой Т.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чишминского района РБ обратился в суд в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации МР Чишминский район РБ, МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ об обязании принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных проявлений терроризма.
В обоснование иска указал, что по результатам проведения прокурорской проверки установлено, что МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ, расположенное по адресу адрес в нарушение требований законодательства об антитеррористической укрепленности образовательных учреждений не оснащена металлоискателями и системой тревожной сигнализации.
Данное нарушение, по мнению истца, способствует проникновению на территорию данного образовательного учреждения посторонних лиц, распространению терроризма, ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и иных участников образовательного процесса.
Установка металлоискателей и системы тревожной сигнализации, по мнению истца, должна быть произведена за счет средств МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ и бюджета МР Чишминский район РБ.
Просил суд обязать ответчиков принять меры, направленные на профилактику и минимизацию возможных проявлений терроризма, а именно, оборудовать здание МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ металлоискателями и системой тревожной сигнализации в течение ... со дня вступления решения в законную силу.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МР Чишминский район РБ просит решение отменить, считает его незаконным, указала, что ответчиками принимаются все зависящие от них меры по обеспечению прав учащихся и преподавателей, созданию условий для обучения и воспитания: со стороны администрации МР Чишминский район РБ - принятие актов, образование ведение разъяснительной работы, взаимодействие с правоохранительными органами; со стороны МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ - обеспечение дежурства учителей и старшеклассников, контроль над посещающими школу лицами, обеспечение организованного выхода граждан из здания школы в случае чрезвычайной ситуации, проверка готовности школы к занятиям перед началом учебного года. Обеспечение защиты, по утверждению подателя жалобы, относится к компетенции иных органов. Полагает, что действующее законодательство не возлагает каких-либо обязанностей по установлению металлоискателей и системы сигнализации в муниципальных образовательных учреждениях на органы местного самоуправления, они вправе сами определять конкретные мероприятия по решению данного вопроса местного значения, а также их сроки и объем выделяемых из местных бюджетов средств. Изложенное, по утверждению ответчика, свидетельствует и об отсутствии у него обязанности финансировать установку металлоискателей и системы тревожной сигнализации.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, заслушав представителя администрации МР Чишминский район РБ Нугаева С.Я., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно позиции Европейского суда по правам человека, судебное разбирательство должно осуществляться посредством такого механизма, который обеспечивает наиболее эффективную судебную защиту для целей полного восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов, создание чрезмерных правовых препятствий при разрешении спора является недопустимым.
В силу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Как следует из ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относятся, в частности, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Как следует из ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ).
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
То есть собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию деятельности муниципальных казенных учреждений.
Ст. 161 БК РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Согласно п. 11, 7, 29 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу п. 42 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Из приведенных норм видно, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка металлоискателей и системы тревожной сигнализации.
На основании ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы права и пришел к выводу о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, однако ответчиками данные обязанности не исполняются, металлоискатели и система тревожной сигнализации в здании МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район отсутствуют.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, согласно Уставу МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ данное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МР Чишминский район РБ. Учредителем МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ является МР Чишминский район РБ (л.д. 9).
МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в настоящее время в здании МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ отсутствуют системы технического контроля за обстановкой - металлоискатели и система тревожной сигнализации.
При вынесении обжалуемого решения суд исходил из того, что осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
На основании изложенного, а также принимая во внимание, что обязанность по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности возложена законом как на образовательные учреждения, так и на органы местного самоуправления в пределах их полномочий, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Суд правильно указал, что выполнение этих обязанностей ответчиками направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими, направлены на противодействие террористической деятельности.
Сроки исполнения ответчиками приведенных обязанностей были определены судом исходя из заявленных требований и принципа разумности.
С данным решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством не конкретизированы полномочия администрации МР Чишминский район РБ как органа местного самоуправления по осуществлению мероприятий по противодействию терроризму; объем финансирования и выбор конкретных мер по противодействию терроризму зависит от уровня выявленных террористических угроз, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; прямая обязанность по финансированию установки технических средств охраны - металлоискателей и системы тревожной сигнализации - у органа местного самоуправления отсутствует; ответчиками принимаются все зависящие от них меры по обеспечению прав учащихся и преподавателей, созданию условий для обучения и воспитания.
Данные доводы сводятся к несогласию с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Так, суд правильно указал, что отсутствие в здании МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ металлоискателей и системы тревожной сигнализации способствует созданию условий для наступления негативных последствий в учреждении, несвоевременного принятия мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
С учетом изложенного, обязанность по финансированию установки данных технических средств охраны в МКОУ СОШ с. Старомусино МР Чишминский район РБ должно быть возложена как на данное образовательное учреждение, так и на администрацию МР Чишминский район РБ поскольку она является органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение данной обязанности ответчиком направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц и в первую очередь за детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения. Они направлены на иную оценку доказательств и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, значимые для дела обстоятельства судом установлены правильно, доказательства надлежаще оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чишминского районного суда РБ от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МР Чишминский район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
Судьи О.В. Смирнова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Р.М. Идрисов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.