Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Гибадуллиной Л.Г. и Жерненко Е.В. при секретаре Миграновой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2015 г., по иску прокурора адрес Республики Башкортостан к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
прокурор Чишминского района Республики Башкортостан обратился в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан (далее - Администрация района) о признании незаконным бездействие Администрации района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу от съезда с железнодорожного переезда с. Чишмы Чишминского района до пересечения с адрес РБ, возложении обязанности на Администрацию района зарегистрировать право собственности на автомобильную дорогу от съезда с железнодорожного переезда адрес до пересечения с адрес РБ в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на Администрацию района провести работы по приведению проезжей части автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в срок не позднее 3 месяцев после оформления права муниципальной собственности на указанную дорогу, возложении обязанности на Администрацию района разработать и принять проект организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения сельского поселения в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Чишминского района Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что от съезда с железнодорожного переезда адрес до пересечения с адрес РБ в границе жилой застройки проходит автомобильная дорога общего пользования местного значения V категории, общей протяженностью N ... м шириной от N ... м (между домами N ... и N ... по адрес) до N ... м. На всей протяженности дороги дорожные знаки, установленные в законном порядке, отсутствуют.
На основании соглашения от N ... марта N ... г., полномочия в части содержания автомобильных дорог общего пользования и осуществления остальных полномочий в сфере дорожной деятельности переданы администрации сельского поселения Чишминский сельсовет MP Чишминский район РБ. Вышеуказанная дорога в названном перечне не значится. Согласно информации Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Чишминскому району данная автомобильная дорога в реестре муниципальной собственности не значится, в настоящее время в отношении нее проводятся кадастровые работы. Кроме того, состояние указанной дороги в настоящее время не соответствует требованиям федерального законодательства в области дорожной деятельности и безопасности дорожного движения.
Решением Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2015 г. постановлено:
иск прокурора Чишминского района Республики Башкортостан, поданный в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу от съезда с ж.д. переезда адрес РБ до пересечения с адрес РБ.
Обязать администрацию муниципального района Чишминский район РБ зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу от съезда с ж.д. переезда с. Чишмы Чишминского района РБ до пересечения с адрес РБ, в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального района Чишминский район РБ провести работы по приведению проезжей части дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N221, Свода Правил (СП 42.13330.2011) "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", в срок не позднее 3 месяцев после оформления права муниципальной собственности на указанную дорогу.
Обязать администрацию муниципального района Чишминский район РБ разработать и принять проект организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения сельского поселения, в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Администрация района ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, помощником прокурора Чишминского района Республики Башкортостан ЛЮН, с привлечением инспектора по дорожному надзору ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Чишминскому району Республики Башкортостан ХРТ, главы администрации сельского поселения Чишминский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан УИЗ, на основании обращения гр. НРХ, проведена проверка исполнения адрес и администрацией сельского поселения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ, в ходе которой установлено, что от съезда с железнодорожного переезда адрес до пересечения с адрес в границе жилой застройки проходит автомобильная дорога общего пользования местного значения V категории, общей протяженностью N ... м, шириной от N ... м (между домами N N ... и N N ... по адрес) до N ... м. На всей протяженности дорожные знаки, установленные в законном порядке, отсутствуют. Вышеуказанная автомобильная дорога в реестре муниципальной собственности не числится, в перечне автомобильных дорог не значится, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Жилой дом N N ... по ул. Базарная с. адрес района РБ, принадлежащий НРХ, расположен на расстоянии N ... м от проезжей части вышеуказанной автомобильной дороги, что не соответствует установленному п. 11.6 СП 42.13330x2011 (не ближе 5 м.) расстоянию. Выявленные в ходе проверки нарушения в форме бездействия свидетельствуют о том, что Администрацией района не принимаются надлежащие меры, обеспечивающие безопасность дорожного движения в адрес РБ. Непринятие Администрацией района мер по реализации установленных полномочий в сфере дорожной деятельности создает угрозу участникам дорожного движения, что в свою очередь влечет нарушение установленных законодательством прав граждан. Помощником прокурора Чишминского района РБ составлен акт проверки от N ... апреля N ... г., к которому приложена фототаблица (л.д. N ... ).
Из объяснений бывшего главы администрации сельского поселения Чишминский сельский совет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ТАМ следует, что в N ... г. вышеназванная автомобильная дорога общего пользования была отсыпана известковым камнем в количестве N ... самосвалов " ... " и произведено выравнивание. В сентябре N ... г. произвели повторный ремонт автодороги (л.д. N ... ).
На запрос прокурора Чишминского района Республики Башкортостан по обращению гр. НРХ адрес сообщила, что проезд по адрес возле дома N N ... существует более N ... лет, о чем свидетельствует топографическая съемка N ... г. Указанная дорога является единственным транспортным путем сообщения улиц адрес с другими адрес в черте населенного пункта. Кроме того, через указанные улицы адрес проходит единственный для машин экстренной помощи объезд р. адрес в случае ремонтных работ и возникновения ЧС на железнодорожном переезде по дороге N ... " адрес Полное закрытие адрес возле дома N N ... для движения автотранспорта не представляется возможным. В N ... г. проведены работы по межеванию и постановке на кадастровый учет адрес. В N ... г. запланировано изготовление проекта организации дорожного движения с Чишмы. Установка дорожных знаков, в т.ч. запрещающих, будет проведена в соответствии с утвержденным проектом (л.д. N ... ).
Согласно ответа Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по адрес от N ... апреля N ... г. N N ... , автомобильная дорога общего пользования, проходящая от железнодорожного переезда до пересечения адрес - адрес адрес РБ не была поставлена на кадастровый учет. В настоящее время ведутся работы по постановке на кадастровый учет данной дороги. В N ... г. запланировано изготовление проекта организации дорожного движения с. Чишмы. Установка дорожных знаков, в том числе запрещающих, будет проведена в соответствии с утвержденным проектом (л.д. N ... ).
На основании распоряжения главы Администрации района от N ... декабря N ... г. N N ... -ро, муниципальный район адрес Республики Башкортостан является собственником автодороги, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженностью N ... м, по адресу: РБ, адрес, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N N ... от N ... февраля N ... г. (л.д. N ... ).
В отношении спорного участка автомобильной дороги от съезда железнодорожного переезда адрес до пересечения с адрес данные о собственнике в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, о чем в материалы дела представлено уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ N N ... от N ... апреля N ... г. (л.д. N ... ).
Удовлетворяя исковые требования прокурора Чишминского района Республики Башкортостан, суд первой инстанции исходил из того, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений адрес Республики Башкортостан и обеспечение безопасности дорожного движения на них возложены на Администрацию района в силу закона; Администрация района является ответственной за разрешение вопроса дорожной деятельности в отношении указанной в иске автомобильной дороги местного значения в границах населенного пункта и обеспечение безопасности дорожного движения на ней; спорная автомобильная дорога на учет не постановлена, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано; автомобильная дорога не соответствует ГОСТ Р 50597-93, СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Администрацией района не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения автомобильных дорог местного значения сельского поселения. Таким образом, бездействие ответчика по надлежащему оформлению, содержанию и ремонту указанной автомобильной дороги создает опасность дорожного движения, угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее - Закон).
В соответствии с частями 1 и 8 статьи 6 данного Закона автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.
В силу п. 6 ст. 13 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствие с соглашением между органами местного самоуправления муниципального района Чишминский район РБ и сельским поселением Чишминский сельсовет муниципального района адрес РБ о передаче сельскому поселению осуществления части полномочий муниципального района от N ... марта N ... г., сельскому поселению Чишминский сельсовет муниципального района Чишминский район РБ передана часть полномочий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения согласно приложению к настоящему соглашению; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Как верно установлено судом первой инстанции, в приложении N 1 "Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения Чишминский сельсовет муниципальный район РБ" вышеназванная автомобильная дорога не значится (л.д. N ... - N ... ).
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права, обязанность по организации содержания и осуществлению ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в адрес и адрес возложена на адрес, в том числе и в отношении автомобильной дороги от съезда с железнодорожного переезда адрес до пересечения с адрес РБ.
Из представленных материалов следует, что сведения о спорной автомобильной дороге в нарушение требований вышеназванных норм законодательства в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены, технический паспорт на данную дорогу отсутствует. Указанные нарушения приводят к тому, что автомобильная дорога, расположенная в пределах сельского поселения Чишминский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, находится в неудовлетворительном состоянии, вместе с тем, ее содержание должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного и безопасного движения транспортных средств. Бездействие Администрации района, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на автомобильную дорогу влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Судом первой инстанции также установлены обстоятельства несоответствия автомобильной дороги требованиям ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", п. 11.5 Свода Правил 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", которые никак не опровергнуты Администрацией района.
Указанные обстоятельства создают условия для нарушения основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а именно, принципов приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 13 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
В силу п. 3.1.1 ГОСТа 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п. 3.1.2 ГОСТа 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В силу п. 11.5 Свода Правил (СП 42.13330.2011) "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ширина полос движения для основной улицы в жилой застройке сельского поселения должна составлять не менее 6 м.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 55 и ст. 67 ГПК РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании представленных доказательств.
Ответчиком Администрацией района не представлено объективных, допустимых доказательств соответствия участка дороги от съезда с железнодорожного переезда адрес до пересечения с адрес РБ вышеназванным требованиям ГОСТ Р 50597-93, Свода Правил 42.13330.2011.
Напротив, факт несоответствия автомобильной дороги требованиям ГОСТ Р 50597-93, Своду Правил 42.13330.2011 подтверждается актом прокурорской проверки от N ... апреля N ... г., а также приложенной к ней фототаблицей.
Согласно ст. 5 ФЗ от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" посредством разработки и утверждения проекта организации дорожного движения обеспечивается безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 вышеназванного Федерального закона, деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с пп. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в прочие работы по содержанию входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию.
В рамках определенных федеральным законодательством полномочий совместным письмом МВД России от 2 августа 2006 г. N 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 7 августа 2006 г. N 01-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, который устанавливает основные требования к содержанию проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и разметки. Кроме того, п. 1.4 данного Порядка заказчиком проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД) для муниципальных автомобильных дорог определены органы исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченные управлять этими дорогами.
Заказчиком ПОДД являются для муниципальных автомобильных дорог органы исполнительной власти, уполномоченные управлять данными дорогами. ПОДД утверждается заказчиком, его разработка осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки. Внесение изменений в утвержденный ПОДД производится и переутверждается не реже, чем один раз в три года.
Представленными материалами дела установлено, что Администрацией района не осуществлена разработка проекта организации дорожного движения в сельском поселении Чишминский сельсовет муниципального района адрес РБ, соответственно до настоящего времени разработанный проект не утвержден.
Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Чишминского района РБ о признании незаконным бездействия Администрации района и возложил обязанность устранить допущенные нарушения.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы о том, что на Администрацию района не может быть возложена обязанность по разработке ПОДД, поскольку Администрация района является лишь его заказчиком; не заказав проект организации дорожного движения, Администрация района не нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку направлены на неверное толкование действующего законодательства.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой по существу сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чишминского районного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья АОМ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.