Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Смирновой О.В.
Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Рахматуллиной А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаутдинова ФИО15 к Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по апелляционной жалобе Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., выслушав объяснения Багаутдинова Т.Г., его представителя Хакимову Г.Ш., представителя Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Циклаури Э.В., проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
установила:
Багаутдинов Т.Г. обратился в суд с иском к Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан об обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указано, что с дата истец зарегистрирован и проживает по адресу: адрес. В данной квартире также зарегистрированы и проживают еще пять человек, а именно: супруга ФИО16 дочь ФИО6, дочь ФИО7, внучка ФИО8, мать ФИО9 Собственником ... доли квартиры является супруга ФИО5 Внучке ФИО8 принадлежит ... доля в праве собственности на квартиру. ФИО9, ФИО17 ФИО14) Д.Т., ФИО18 ( ФИО14) Г.Т., Багаутдинов Т.Г. собственниками объектов недвижимости не являются. Поскольку истец и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения менее 12 кв.м. на одного члена семьи, истец обратился к ответчику с заявлением на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилья.
Письмом N ... от дата сообщено, что он и члены его семьи обеспечены жильем менее учетной нормы в связи с тем, что дата в квартиру прописана мать ФИО9, в связи, с чем оснований для принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. На повторное обращение ответчик также ответил отказом. Истец считает отказ адрес городского округа адрес РБ незаконным. Указывает, что причинами переезда матери для совместного проживания с семьей истца явился ее преклонный возраст, в силу которого ей необходим постоянный уход. До переезда мать истца проживала адрес, где нет проезжей дороги, газа, медицинского обслуживания, магазина. Согласно акту обследования помещения ФИО9, выдано заключение о непригодности дома для дальнейшего проживания.
Просил признать Постановление Администрации Советского района городского округа г.Уфа N ... от дата об отказе в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечении жилым помещением незаконным, обязать признать нуждающимся в жилом помещении и поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования Багаутдинова Т.Г. удовлетворены частично. Суд обязал Администрацию Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан признать Багаутдинова Т.Г. нуждающимся в жилом помещении и поставить на учет с дата.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан Циклаури Э.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе указано, что регистрация матери истца в спорной квартире привела ухудшению жилищных условий проживающих в нем лиц. В связи с чем, по мнению заявителя, судом нарушены нормы материального права в частности ст. 53 Жилищного кодекса РФ, а также не применена ст. 49 Жилищного кодекса РФ.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным Законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст.52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев установленных Законом.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.4 ст.52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Багаутдинов Т.Г. проживает в квртире по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м. Собственниками указанного жилого помещения являются ФИО8 - ... доля в праве и ФИО5 - ... доли в праве.
Согласно справке о регистрации N ... от дата, в указанной квартире зарегистрированы: Багаутдинов Т.Г. с дата; супруга ФИО5 с дата; дочь ФИО6 с дата; дочь ФИО7 с дата; внучка ФИО8 с дата; мать ФИО9 с дата.
Также установлено, что Багаутдинов Т.Г., Шарипова ( ФИО14) Д.Т., ФИО10, ФИО9 другого жилья в пользовании по договору социального найма или на праве собственности не имеют.
Из письма Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от дата следует, что оснований для принятия Багаутдинова Т.Г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и обеспечения жилым помещением не имеется, поскольку мать истца зарегистрирована в указанном жилом помещении с дата.
Удовлетворяя исковые требования Багаутдинова Т.Г., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вселение в квартиру матери истца как члена его семьи не может свидетельствовать о намеренном ухудшении Багаутдиновым Т.Г. жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 19 апреля 2007 года "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ", по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что мать истца - ФИО9, являясь инвалидом ... группы, вынуждена проживать в адрес у своих детей, поскольку в деревне нет проезжей дороги, газа, медицинского обслуживания, магазина и она нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе. Актом обследования помещения от дата N53-2014, утвержденного Постановлением Администрации муниципального района адрес РБ от дата N ... установлено, что общий износ индивидуального жилого адрес, д. адрес РБ, ... года постройки, в котором проживает ФИО9 составляет ... , в связи с чем признан непригодным для проживания.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, исследовав представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и правильно применив материальный закон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вселение Багаутдиновым Т.Г. в жилое помещение престарелой матери, не может быть расценено как ухудшение жилищных условий.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что ответчик незаконно отказал истцу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, является правильным, поскольку основан на нормах материального закона, регулирующего спорные правоотношения, и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы на то, что суд принял решение об обязании признать нуждающимся в жилом помещении и поставить на учет без рассмотрения вопроса о признании семьи истца малоимущим судом апелляционной инстанции отклоняется исходя из следующего.
Факт обращения истца с заявлением о принятии на учет, в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается. Дважды обращаясь с заявлением в Администрацию истец указывает о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участник ликвидации аварии на ЧАЭС.
Как было указано выше, в признании истца нуждающимся в жилом помещении, отказано на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ только ввиду того, что мать ФИО9 зарегистрирована в жилом помещении с дата.
Судебная коллегия отмечает, что в ст.51 Жилищного кодекса РФ названы основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда социального использования. Соответствующие правила распространяются как на малоимущих, так и на иных указанных в законе граждан.
Багаутдинов Т.Г. имеет удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом.
Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Принимая во внимание, имеются основания для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и, учитывая, его право на такое обеспечение предусмотрено вышеуказанным законом, указание в апелляционной жалобе на то, что семья истца не признана в установленном порядке малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, правового значения для разрешения данного дела не имеет.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
судьи: О.В. Смирнова
Г.Я. Турумтаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.