Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Габитовой А.М.,
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфы РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:
обязать Администрацию г. Уфы в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить Смирнову В. П., Смирнову В. П. проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: ... , кадастровый номер ... , общей площадью ... кв.м., с предложением о его заключении.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смирновы обратились в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что Смирнову В. П. на основании решения ... районного суда г. Уфы от ... года принадлежит на праве собственности жилой дом площадью ... кв.м., а Смирнову В. П. на основании договора дарения от ... года принадлежит на праве собственности жилой дом площадью ... кв.м., расположенные на указанном земельном участке. Отказ Администрации г.Уфы в предоставлении им земельного участка в собственность за выкуп они считают незаконным.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, администрация г. Уфы РБ в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на отсутствие у заявителя права на выкуп испрашиваемого земельного участка.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав С., представляющую интересы заявителей, о законности решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Установлено, что Смирнову В. П. на основании решения ... районного суда г. Уфы от ... года принадлежит на праве собственности жилой дом площадью ... кв.м., а Смирнову В. П. на основании договора дарения от ... года принадлежит на праве собственности жилой дом площадью ... кв.м., расположенные на земельном участке по адресу: ... , кадастровый номер ... , общей площадью ... кв.м., относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания жилого дома.
Земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из материалов дела следует, что ... года истцы обратились в администрацию г. Уфа с заявлением о предоставлении занимаемого земельного участка в собственность за плату.
Управление по земельным ресурсам администрации г.Уфы РБ в ответе N ... от ... года на указанное обращение сообщила о том, что в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату отказано, поскольку указанный земельный участок подпадает в зону красных линий и зону общественно деловая зона, не предназначенной для размещения жилых домов. Кроме того, земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Суд, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из наличия у заявителей права на выкуп земельного участка, поскольку Согласно ст. 70.1. Земельного Кодекса РФ
1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561 решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть зарегистрировано путем внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости и должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Управление по земельным ресурсам администрации г.Уфы РБ в вышеприведенном ответе от ... года ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа г. Уфа от ... года (ред. от ... года). Однако в выписке ЕГРП относительно спорного земельного участка отсутствует регистрация обременения на этот земельный участок.
Управление по земельным ресурсам администрации г.Уфы РБ в вышеприведенном ответе от ... года ссылается также и на то, что испрашиваемый земельный участок подпадает в зону красных линий и зону общественно деловая зона, не предназначенной для размещения жилых домов.
В апелляционной жалобе указывается на то, что на этой территории запланировано строительство транспортной развязки.
Судебная коллегия полагает, что и это обстоятельство не может послужить основанием для отмены исследуемого решения суда первой инстанции, поскольку ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ" не содержит положений, ограничивающих прав гражданина на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, на котором планируется размещение объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к участкам общего пользования.
Согласно п.12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Однако в рассматриваемом случае установлено и не оспаривается, что на спорном земельном участке каких либо объектов общего пользования не имеется.
Судебная коллегия не может также согласиться с доводами апелляционной жалобы и о том, что заявителями не представлено доказательств необходимости предоставления им в собственность земельного участка в испрашиваемом размере для размещения принадлежащих им домов, поскольку в рассматриваемом случае размер испрашиваемого земельного участка составляет ... кв.м. и на нем расположены два самостоятельных жилых дома в ... кв.м. и ... кв.м. Согласно технического паспорта следует также, что земельный участок застроен множественными надворными постройками. Незастроенным является незначительная часть участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Уфы РБ без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
А.М. Габитова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.