Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Вахитовой Г.Д.,
судей: Анфиловой Т.Л., Сафина Ф.Ф.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Д.Р.Н., А.Р.С., Н.Г.В., В.Е.В. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
в удовлетворении заявления Д.Р.Н., А.Р.С., Н.Г.Р., В.Е.В. о признании незаконным решения Совета муниципального района Мелеузовский район РБ от "дата" "N" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ в части касающейся земельного участка в кадастровом квартале "N" отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Д.Р.Н., А.Р.С., Н.Г.Р., В.Е.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан "N" от "дата" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан в части касающейся земельного участка в кадастровом квартале "N", обосновав его тем, что "дата" из газеты "Путь Октября" узнали о проведении "дата" публичных слушаний по проектам планировки и межевания территории для строительства группы трехэтажных многоквартирных жилых домов в парке им. Гагарина г. Мелеуз и внесению изменений в генплан города и правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз. Так как они были против, то сразу стали собирать подписи за сохранение парка в первозданном виде. Поскольку публичные слушания были инициированы неуполномоченным лицом, то никакого нормативного документа они не породили. Вместе с тем их обращение к Президенту Республики Башкортостан Хамитову Р.З. и депутатам Курултая Республики Башкортостан привлекло внимание к данной проблеме республиканских властей и средств массовой информации. Считают, что застройка территории парка им. Гагарина фактически означает для жителей г. Мелеуз лишение единственной зоны для отдыха, прогулок, занятий спортом и других подобных целей. Планируемое строительство противоречит положениям постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 мая 2008 года N 153 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан". Во-первых, удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городских округов и поселений должен быть не менее 40%, а в границах жилого района - не менее 25%, включая суммарную площадь территории. Уровень озеленения г. Мелеуз не соответствует данным нормативам. Во-вторых, минимальные размеры площади городских парков должны составлять 15 га, тогда как площадь парка им. Гагарина составляет примерно 13 га. В-третьих, парк - озелененная территория многофункционального или специализированного направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенная для периодического массового отдыха населения. В ходе строительства будет уничтожено более 450 деревьев, 95% из них посадки прошлого века. В- четвертых, постановлением Правительства РБ от 13 мая 2008 года N 153 также предусмотрено, что расстояние между границей территории жилой застройки и ближним краем паркового массива следует принимать не менее 30 м. В пятых, на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Кроме того по территории парка им. Гагарина протекает река Каран, от которой предполагаемая застройка будет располагаться на расстоянии 5 метров. Тем самым будет ограничен доступ граждан к водным объектам общего пользования. В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств. Жители города Мелеуза имеют право участвовать в градостроительной деятельности через процедуру публичных слушаний. Однако, решение Совета муниципального района Мелеузовский район РБ от "дата" принято без проведения соответствующих публичных слушаний и надлежащего оповещения жителей города. Территория парка им. Гагарина 10 лет назад была уже уменьшена за счет изъятия земель для строительства индивидуальных жилых домов по "адрес". В настоящее время парк уменьшается почти в два раза, что нарушает их права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Просили признать незаконным решение Совета муниципального района Мелеузовский район РБ от "дата" "N" о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ в части касающейся земельного участка в кадастровом квартале "N".
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д.Р.Н., А.Р.С., Н.Г.В., В.Е.В. просят отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что представители администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан и администрации городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан не привлечены к участию в надлежащем порядке. Д.Р.Н. не была приглашена на публичные слушания. Все решения, принимаемые главой администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан по вопросу строительства на территории парка подлежали обязательному опубликованию на официальном сайте администрации и в средствах массовой информации. Надлежащей публикации о слушаниях в средствах массовой информации не было, что не позволило участвовать заявителям на этих слушаниях. Представленный протокол публичных слушаний от "дата" "по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан" однозначно не содержит обсуждение вопроса о строительстве жилых домов на территории парка им. Гагарина, следовательно этот вопрос не обсуждался.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Д.Р.Н. - К.В.С., действующего на основании доверенности от "дата", представителя Совета муниципального района Республики Башкортостан А.С.Р., действующую на основании доверенности от "дата", судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (действовавшей до вступления в силу Кодекса административного судопроизводства РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство о градостроительстве, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны подробные ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения.
Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, "дата" ООО Транспортная строительная компания " К." обратилось с предложением выделить земельный участок под строительство трехэтажных многоквартирных жилых домов в районе парка Гагарина г. Мелеуз.
"дата" Комиссия по землепользованию и застройке, действующая на основании постановления администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от "дата", в связи с поступившими предложениями подготовила заключение о возможности внесения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз с изменением видов разрешенного использования земельных участков, в том числе в отношении земельного участка площадью 18 550 кв.м по "адрес", кадастровый квартал "N", восточная часть зоны зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха (действующая зона Р-1). Проектируемая зона - зона многоквартирной малоэтажной застройки (Ж-2), планируемое размещение объектов - многоквартирные жилые дома, объекты активного отдыха.
"дата" указанное заключение утверждено главой администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, постановлено подготовить проектные решения по внесению изменений в правила землепользования и застройки и обсудить их на публичных слушаниях. Сообщение об издании данного постановления опубликовано в общественно-политической газете Мелеузовского района и г. Мелеуз "Путь Октября" от "дата" "N".
Постановлением Совета муниципального района Мелеузовский район РБ от "дата" "N" назначены публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ - на "дата" в 09.30 часов (место проведения "адрес"). Создана Комиссия по подготовке и проведению слушаний, на которую возложены организация и проведение публичных слушаний. Установлено, что письменные предложения жителей муниципального района Мелеузовский район по проекту правил землепользования и застройки направляются в Совет муниципального района в период со дня опубликования настоящего постановления по "дата". Выставка демонстрационных материалов размещена в отделе архитектуры и градостроительства муниципального района Мелеузовский район РБ.
Данное постановление от "дата" "N" с проектом по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ опубликовано в газете "Путь Октября" от "дата" "N". Внесение изменений в границы территориальных зон на Карте градостроительного зонирования, на Карте границ зон с особыми условиями использования территорий по природно-экологическим и санитарно- гигиеническим требованиям представлены на самих картах. Все остальные положения остаются неизменными.
"дата" состоялись публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ, о чем был составлен протокол публичных слушаний, в котором отражены выступления, предложения и заявления участников слушания.
Согласно протоколу публичных слушаний от "дата" предложения по проекту в части внесения изменений в границы территориальной зоны "Р-1" в кадастровом квартале "N" участниками слушаний не вносились.
По результатам публичных слушаний Совету муниципального района Мелеузовский район РБ рекомендовано принять к дальнейшему рассмотрению и утверждению проект решения по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ (решение "N" от "дата").
Результаты публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ опубликованы в газете "Путь Октября" от "дата" "N".
"дата" Советом муниципального района Мелеузовский район РБ принято оспариваемое решение "N" о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ, которое опубликовано в газете "Путь Октября" от "дата" "N".
Согласно п. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса (ч. 1 ст. 33 ГрК РФ).
В силу ч. 2 ст. 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч.ч. 4, 5 ст. 33 ГрК РФ).
Проверив основания и процедуру принятия решения Совета муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан от "дата" "N" "О внесении изменений в правила землепользования и застройки городского поселения г. Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ", суд не усмотрел каких-либо нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом на основании соглашения между органами местного самоуправления муниципального района Мелеузовский район РБ и городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ о передаче органам местного самоуправления муниципального района Мелеузовский район РБ осуществления части полномочий органов местного самоуправления городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ.
Порядок и процедура принятия решения, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, Уставом муниципального района Мелеузовский район РБ соблюдены. Публичное обсуждение проекта решения состоялось.
Довод апелляционной жалобы о том, что в объявлении о проводимых публичных слушаниях не конкретизировано, что будет обсуждаться вопрос о строительстве жилых домов на территории парка им. Гагарина, что не позволило участвовать заявителям на этих слушаниях, не состоятелен.
В силу ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования
Объявление о проводимых слушаниях, опубликованное в районной газете "Путь Октября" "N" от "дата", соответствует требованиям, установленным п. 2 Положения о порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан "N" от "дата". До сведения жителей муниципального района доведены сведения о рассматриваемых вопросах, в том числе о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район РБ, с опубликованием карт предполагаемых изменений, с указанием места проведения слушаний. Сообщено о размещении выставки демонстрационных материалов в отделе архитектуры и градостроительства, с указанием адреса и номеров телефонов, с которыми могли быть ознакомлены жители города и района. Опубликован проект документа "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения город Мелеуз муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан".
Как видно из протокола публичных слушаний от "дата" на публичные слушания явились "данные изъяты" человек, что свидетельствует об осведомленности населения о рассматриваемых вопросах. Граждане участвовали в обсуждении вопросов, вносили предложения.
Таким образом, заявители так же не были лишены возможности осведомиться о рассматриваемых вопросах, вынесенных на публичные слушания, явиться и участвовать в их обсуждении. При этом довод Д.Р.Н. о том, что её должны были персонально известить о публичных слушаниях, не основан на законе.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Доводы заявителей, что планируемое строительство жилых домов приведет к ухудшению экологической обстановки в городе, ничем не подтверждены и являются голословными.
Решения органа местного самоуправления по подготовке и утверждению документации по планированию территории в кадастровом квартале "N", послужившие основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки, не оспаривались. Право на их самостоятельное оспаривание предусмотрено ч. 17 ст. 45 ГрК РФ.
Запрет на изменение территориальной зоны и разрешенного использования земельного участка, являющегося предметом спора, в земельном законодательстве отсутствует.
Оспариваемым решением права и свободы заявителей не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного решения.
Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Их оценка подробно изложена в решении, является правильной. Оснований считать решение суда ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.Р.Н., А.Р.С., Н.Г.В., В.Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи Т.Л. Анфилова
Ф.Ф. Сафин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.