Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильинской Л.В.
судей
Охотской Н.В. и Кудасовой Т.А.
при секретаре
П.
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2015 года гражданское дело 2-3212/15 по апелляционному представлению Ленинград-Финляндского транспортного прокурора на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2015 года по иску Ленинград-Финлядского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании внести предложение в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации о проведении реконструкции железнодорожного пункта пропуска Бусловская.
Заслушав доклад судьи Ильинской Л.В., объяснения Северо-Западного транспортного прокурора Федоровой К.В., представителя ОАО "РЖД" О., представителя Федеральной таможенной службы Северо-Западное таможенное управление выборгской таможни С. судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Ленинград-Финляндский транспортный прокурор первоначально обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") об обязании внести предложение в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации о проведении реконструкции железнодорожного пункта пропуска Бусловская.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства при функционировании пунктов пропуска в регионе деятельности Выборгской таможни, было установлено, что железнодорожный пункт пропуска Бусловская Выборгской таможни, расположенный по адресу: железнодорожная станция Бусловская, Выборгский район Ленинградской области, осуществляет свою деятельность на территории железнодорожной станции Бусловская Санкт-Петербургского центра организации работы Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД", здания и сооружения данного пункта принадлежат ответчику.
В нарушение требований постановления Правительства РФ от 25.12.2007 N930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ", приказа ФТС России от 31.10.2008 N1349 "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ" пункт пропуска Бусловская надлежащим образом не оснащен, отсутствует эстакада для таможенного осмотра насыпных грузов, колодцы для таможенного осмотра составов снизу, склады для размещения, хранения и таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
Ссылаясь на положения пункта 30 Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 N482 "Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ" и указывая, что ненадлежащее оснащение пропускного пункта ведет к невозможности осуществления таможенного контроля, необоснованному затягиванию времени его проведения и нарушению прав участников внешнеэкономической деятельности, истец просил обязать ОАО "РЖД" внести предложение в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации о проведении реконструкции железнодорожного пункта пропуска Бусловская Выборгской таможни по указанному адресу, установить срок для разработки и внесения предложений в течение года с даты вступления в силу решения суда.
Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2015 года гражданское дело по указанному иску было направлено в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга по месту нахождения большинства доказательств.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2015 года в удовлетворении исковых требований Ленинград-Финляндского транспортного прокурора отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении Ленинград-Финляндский транспортный прокурор настаивает на отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы представления прокурора, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Оспаривая законность решения суда первой инстанции, прокурор в апелляционном представлении указал, что судом не принят во внимание тот факт, что в настоящее время пункт пропуска Бусловская надлежащим образом не оснащен, отсутствует эстакада для таможенного осмотра насыпных грузов, колодцы для таможенного осмотра составов снизу, склады для размещения, хранения и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, что нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Ответчик ОАО "РЖД" длительное время не исполняет обязанности по внесению предложения в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации о проведении реконструкции железнодорожного пункта пропуска Бусловская Выборгской таможни по указанному адресу.
С указанными доводами судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Согласно положениям статьи 12 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 N 482 "Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации" установлено, что предложение о проведении реконструкции пункта пропуска может вноситься федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот пункт пропуска, или собственником (собственниками) зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2007 года N 734, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы Российской федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.
В соответствии с п. 5.6.2 Положения агентство осуществляет подготовку предложений о целесообразности установления, закрытия пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы РФ. Согласно п. 5.6.5 Агентство осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 N 1309-р утверждена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации. В соответствии с разделом VI Концепции на втором этапе реализации Концепции (2011 - 2016 годы) предполагается: проектирование, строительство, реконструкция, оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска и других объектов инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации на 2011 -2016 годы.
Судом при разрешении спора установлено, что в ходе проведенной Ленинград-Финляндской транспортной прокуратурой во исполнение указания Северо-Западной транспортной прокуратуры от 02 октября 2013 года N113/23/2 "Об организации надзора за исполнением законодательства при функционировании пунктов пропуска через Государственную границу РФ" документарной проверки было установлено отсутствие эстакады для таможенного осмотра насыпных грузов, колодцев для таможенного осмотра составов снизу, складов для размещения, хранения и таможенного досмотра товаров и транспортных средств на пункте ЖДПП Бусловская Выборгской таможни.
Здания и сооружения железнодорожного пункта пропуска Бусловская принадлежат ОАО "РЖД".
Вместе с тем, суд пришел к верному выводу о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности по внесению предложения в Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации о проведении реконструкции ЖДПП Бусловская, не имеется.
Суд первой инстанции правильно учел при вынесении решения Приказ Росграницы от 14.05.2012 N 82-ОД "О реконструкции железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на железнодорожной станции Бусловская", согласно которому дано поручение провести реконструкцию железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации на железнодорожной станции Бусловская, предусмотрев его поэтапное принятие.
То обстоятельство, что сроки реконструкции не определены, не может служить основанием для удовлетворения требований прокурора.
Согласно письму Северо-Западного территориального управления Росграницы от 05.06.2015 NТ2-НК-687/06 бюджетные ассигнования на реконструкцию ЖДПП Бусловская в 2014 году были перераспределены на обустройство иных приоритетных пунктов пропуска. В среднесрочной перспективе реконструкция ЖДПП Бусловская не планируется. Вопрос повышения обустроенности ЖДПП Бусловская и создания необходимых условий для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля на данном пункте пропуска будет решен путем строительства в нем стационарного инспекционно-досмотрового комплекса в 2018-2020 года (л.д. 61).
Таким образом, издание уполномоченным органом приказа о реконструкции пункта пропуска и разработка соответствующей проектной документации свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимость внесения предложения в Федеральное агентство по благоустройству государственной границы Российской Федерации о проведении реконструкции ЖДПП Богусловская Выборгской таможни отсутствует.
Доводы апелляционного представления о том, что Приказ Росграницы от 14.05.2012 N 82-ОД издан в целях изменения пропускной способности пункта пропуска, тогда как требования истца обоснованы необходимостью оснащения пункта пропуска необходимой инфраструктурой, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ст.12 Закона РФ от 01.04.1993 года N4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля.
Учитывая указанные требования Закона, суд первой инстанции правильно исходил из того, что при реконструкции данного пункта должна быть повышена его обустроенность, в том числе путем строительства в нем стационарного инспекционно-досмотрового комплекса, включающего необходимую инфраструктуру, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований иска не имелось.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
Каких-либо новых убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционное представление не содержит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление Ленинград-Финляндского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.