Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Александровой Ю.К.
судей
Параевой В.С., Птоховой З.Ю.
при секретаре
Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2015 года по гражданскому делу N 2-1535/13 по иску Прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Е. к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Александровой Ю.К., объяснения представителя ответчика - К., действующей на основании доверенности от "дата" сроком на три года, объяснения истцов, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Колпинского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту интересов Е.., обратился в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга об обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2015 года исковые требования Прокурора Колпинского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Е.., удовлетворены.
Суд обязал Администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга включить Е ... в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в " ... " году.
В апелляционной жалобе Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая в жалобе на то, что решение вынесено без учета фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права.
Представитель ответчика - К.., действующая на основании доверенности, в заседание судебной коллегии явилась, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, настаивала на её удовлетворении.
Истцы в заседание судебной коллегии явились, против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.242-243), в заседание судебной коллегии не явилось, сведений об уважительности причин неявки не представило, не просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 названной статьи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
Судом первой инстанции установлено, а сторонами не оспаривается, что Е.., "дата" рождения, постоянно зарегистрирована в отдельной однокомнатной квартире общей площадью 30,41 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
Совместно с Е. в указанной квартире зарегистрирована её мать - В.., ограниченная в родительских правах в отношении истицы вступившим в законную силу решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в связи с наличием психического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Судом установлено также, что в период с "дата" по "дата" Е ... являлась воспитанницей сиротских учреждений Санкт-Петербурга, находилась на полном государственном обеспечении, в частности с "дата" по "дата" обучалась в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении " " ... Р"" (далее - СПб ГБПОУ " " ... Р"") со структурным подразделением " " ... Д"".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что жилищные права Е.., в силу статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончившей пребывание в образовательном учреждении, имеющей право на обеспечение её вне очереди жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, нарушены действиями Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон): проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.
Как верно указал суд первой инстанции, право на социальную поддержку со стороны государства носит заявительный характер. С момента заявления гражданина о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Порядок ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержден постановлением правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 года N 596 "О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 8 Порядка администрации районов формируют списки по форме, утвержденной Жилищным комитетом; ежегодно не позднее 1 декабря представляют в Жилищный комитет сведения о детях-сиротах, включенных в списки и имеющих право на предоставление жилого помещения для детей-сирот в следующем году в связи с достижением ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по форме, утвержденной Жилищным комитетом.
Жилищный комитет на основании представленных администрациями районов списков формирует и ведет единую базу данных о детях-сиротах, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что "дата" администрацией СПб ГБПОУ " " ... Р"" через многофункциональный центр предоставления государственных услуг Колпинского района Санкт-Петербурга подано заявление о включении Е. в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в которому были приложены документы, в том числе копия решения суда об ограничении в родительских правах матери несовершеннолетней Е..
В ответ на указанное обращение Администрация Колпинского района Санкт-Петербурга указала на отсутствие оснований для включения Е. в указанный список в связи с непредоставлением медицинского заключения, подтверждающего наличие у матери Е ... тяжелой формы хронического заболевания, при котором совместное проживание в одном жилом помещении невозможно, а также вступившего в законную силу решения суда о лишении родительских права В..
"дата" в жилищный отдел Администрации Колпинского района из администрации СПб ГБПОУ " " ... Р"" поступило ходатайство о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга Е.., которое было отклонено с указанием на непредставление необходимых документов. Вместе с тем, в уведомлении отсутствовала информация о том, какие именно документы не были представлены Е..
"дата" Е. через многофункциональный центр предоставления государственных услуг Колпинского района Санкт-Петербурга было подано заявление с приложением пакета документов о признании её нуждающейся в специальной социальной защите и предоставлении специализированного жилого помещения.
Для рассмотрения данного вопроса у Е. были запрошены копия паспорта её матери, а также документы о семейном положении; "дата" направлены запросы в Федеральный информационный ресурс Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на предмет наличия (отсутствия) у Е ... и её матери недвижимого имущества на территории Российской Федерации.
"дата" Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга в Жилищный комитет Санкт-Петербурга направлено письмо о возможности включения Е ... в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Согласно сообщению Жилищного комитета Санкт-Петербурга от "дата" в адрес Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, с учетом того, что Е. проживает в жилом помещении совместно с матерью, страдающей тяжелой формой хронического заболевания, предложено рассмотреть на заседании районной комиссии вопрос о включении Е ... в список детей-сирот.
"дата" истице был дан ответ, согласно которому вопрос о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, будет рассмотрен на ближайшем заседании комиссии, о решении будет сообщено дополнительно.
Решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, от "дата" Е ... включена в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Таким образом, учитывая, что Е. включена в указанный список только "дата", она не подлежит обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в " ... " году.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности требований истцов о включении Е. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в " ... " году, поскольку в действиях Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга имеет место нарушение действующего законодательства, повлекшее за собой нарушение жилищных прав Е.
Так, как верно указал суд первой инстанции, при рассмотрении заявления СПб ГБПОУ " " ... Р"" от "дата" и отказе в его удовлетворении, ответчиком не учтено, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 года N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" ни администрация СПб ГБПОУ " " ... Р"", ни Е. не могли получить требуемые ответчиком документы о состоянии здоровья В..; также невозможно было получение вступившего в законную силу решения о лишении В ... родительских прав ввиду отсутствия такого.
В уведомлении ответчика об отказе в удовлетворении ходатайства администрации СПб ГБПОУ " Р" о включении Е. в список детей-сирот от "дата" ответчик указал на непредставление заявителем необходимых документов.
Вместе с тем, информация о том, какие именно документы не были представлены, в уведомлении отсутствует.
Более того, на что верно обращено внимание суда первой инстанции, в нарушение административного регламента по предоставлению государственной услуги, утвержденного распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 21 февраля 2014 года, данное уведомление направлено в адрес заявителя лишь "дата", то есть с нарушением 30 дневного срока.
Судом также верно указано на то, что Административный регламент не предусматривает процедуру согласования с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга вопроса о включении гражданина в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, тогда как, как указывалось ранее, "дата" ответчиком в адрес Жилищного комитета Санкт-Петербурга было направлено письмо о возможности включения Е. в такой список, ответ на которое дан Жилищным комитетом Санкт-Петербурга "дата".
При таких обстоятельствах, учитывая, что длительность рассмотрения вопроса о включении Е ... в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, была вызвана неправомерными действиями Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Прокурором Колпинского района Санкт-Петербурга, действующим в защиту интересов Е.., требований. При этом факт указанных нарушений установлен был также в ходе проведенной проверки по представлению прокурора Колпинского района, был вынесен соответствующий приказ N ... Администрацией Колпинского района "дата".
Судебная коллегия считает, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения Колпинского районного суда Санкт-Петербурга, поскольку повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.