Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В.,
судей Скакуна А.И., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием представителя Министерства труда и социального развития РС(Я) Федоровой Т.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2015 года, которым по делу по заявлению Корниловой М.Г. о признании незаконным решения комиссии Министерства труда и социального развития РС (Я)
постановлено:
Заявление Корниловой М.Г. удовлетворить.
Признать решение комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, об исключении Корниловой М.Г., _______ года рождения, из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года - незаконным.
Обязать Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Корнилова М.Г. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что она является инвалидом ... группы, с 1997 года состояла в республиканском реестре лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из которой была исключена в июле 2015 года решением комиссии по основанию обеспеченности жилым помещением, когда как жилой дом по адресу: ... , в котором она зарегистрирована и проживала с дочерью и внуком по договору социального найма, является аварийным, непригодным для проживания. Считает решение комиссии незаконным, нарушающим её права и законные интересы. Просила суд отменить решение об исключении из республиканского реестра лиц, имеющих право на субсидию для приобретения жилья, и восстановить её нарушенные права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Федорова Т.Д. просит решение суда отменить по основанию неправильного применения норм материального и нарушения норм процессуального права. В обоснование жалобы указано о том, что истец не имеет права на получение государственной поддержки на улучшение жилищных условий, поскольку общая площадь жилого помещения, в котором она проживает с членами семьи, соответствует учетной норме, жилое помещение не признано в установленном порядке аварийным, не пригодным для проживания. Считает так же иск заявленным к ненадлежащему ответчику, поскольку обжалуемое решение принято комиссией при Правительстве Республики Саха (Якутия).
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года (далее ФЗ N 181-ФЗ) и Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Так, согласно данной норме закона Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), за счет субвенций из федерального бюджета (далее - Порядок) утвержден Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.05.2006 N 226.
Так, согласно п.1 Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем с использованием средств федерального бюджета предоставляются определенным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в частности инвалидам.
Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем является социальная выплата для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, а также средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (п.2).
Предоставление социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и включения в список на предоставление социальных выплат (п.4).
Для решения вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с использованием средств субвенций из федерального бюджета Правительством Республики Саха (Якутия) создается Комиссия по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, которая ежегодно на основании сведений, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия), утверждает республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, на основании представленных документов принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении социальной выплаты (п.п.8,8.1,8.3).
Из материалов дела следует, что 22 мая 1997 года Корнилова М.Г. по месту жительства органом местного самоуправления была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и в последствии была включена в программу предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета.
17 июля 2015 года Комиссией по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, было принято решение об исключении Корниловой М.Г. из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, по основанию обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления (пп. "з" п. 8.5 Порядка).
Удовлетворяя требования Корниловой М.Г., суд первой инстанции исходил из того, что нуждаемость заявителя как инвалида в государственной социальной защите в виде улучшения жилищных условий была признана при включении её на учет в качестве таковой в 1997 году и подтверждается на дату принятия обжалуемого решения, тем самым правовых оснований для исключения её из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не имелось.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела. Так, из материалов дела видно, что Корнилова М.Г. является инвалидом ... группы, по состоянию здоровья и в виду отсутствия способности к самообслуживанию нуждается в постоянном постороннем уходе, имеет состав семьи ... человека, проживает в ... квартире общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. по адресу: ... , расположенной в неблагоустроенном деревянном жилом доме с печным отоплением. Согласно актам Администрации муниципального образования " ... наслег" Ленского района РС (Я) жилой дом находится в аварийном состоянии, процент износа составляет ... %, не пригоден для проживания в виду несоответствия жилищным и санитарным нормам.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не только являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, но и проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, причем несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания.
Основания для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст.56 ЖК РФ, согласно которой решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, при этом решения должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
На дату исключения Корниловой М.Г. из республиканского реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, решение органа местного самоуправления о снятии её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не было принято, техническое состояние жилого дома не изменилось. Корниловой М.Г. другое жилое помещение не было предоставлено, то есть, ее жилищные условия с момента постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не изменились. Соответственно, обстоятельства, предусмотренные ч.1 ст.56 ЖК РФ, отсутствовали.
Таким образом, постановленное судом решение является законным и обоснованным, в связи с чем доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм материального права, являются ошибочными, в силу чего отмену судебного постановления повлечь не могут.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о признании незаконным решение комиссии по вопросам предоставления социальных выплат на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, и нарушении судом норм процессуального права судебной коллегией отклоняются, поскольку Министерство труда и социального развития РС (Я) постановлением Правительства РС (Я) от 25.05.2006 N 226 определено уполномоченным органом по составлению и представлению сведений льготной категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты. Поскольку Министерство формирует республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и вносит его на утверждение Комиссии (п.16.1 Порядка), на него обоснованно возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Корниловой М.Г.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2015 года по делу по заявлению Корниловой М.Г. о признании незаконным решения комиссии Министерства труда и социального развития РС (Я) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Скакун А.И.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.