Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Быковой И.В.
судей Карболиной В.А., Папушиной Н.Ю.
при секретаре Г.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 08 октября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления пенсионного фонда РФ в Ордынском районе Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 июля 2015 года, которым принят отказ К.О.В. от иска в части включения периода работы с 18.08.1985 года по 25.03.1989 года в должности пионервожатой в Усть-Луковской средней школе, производство по делу в данной части - прекращено.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ордынском районе Новосибирской области N 29 от 10.03.2015 года об отказе К.О.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части I статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Установлена тождественность учреждения Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N 1" и Комбината детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска.
Включен К.О.В. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 01.09.1996 года по 17.10.1999 года в должности воспитателя группы продленного дня в Специализированном комплексе "Детский сад-начальная школа N 1".
Обязано Управление Пенсионного фонда РФ в Ордынском районе Новосибирской области назначить К.О.В. досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 24.02.2015 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя К.О.В. - В.С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.О.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Ордынском районе НСО о признании решения незаконным, включении в стаж периода работы, обязании назначить досрочную пенсию.
В обоснование исковых требований указала, что 24 февраля 2015 года она обратилась в УПФ РФ в Ордынском районе НСО с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением N 29 от 10 марта 2015 года ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Период работы с 16 августа 1985 года по 25 марта 1989 года (3 года 7 месяцев 10 дней) в должности старшей пионервожатой в Усть-Луковской средней школе не был включен в стаж работы дающей право на досрочное назначение пенсии, как неподлежащий включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку она не выполняла работу в должности, предусмотренной Списком N 781.
Кроме того решением ПФ также не был включен в стаж работы период с 01 сентября 1996 года по 17 октября 1999 года в должности воспитателя группы продленного дня в специализированном комплексе "Детский сад-начальная школа N 1" г. Усть-Илимска. Полагает, что не включение данного периода в стаж работы является незаконным. Тот факт, что она работала в должности воспитателя группы продленного дня ответчиком не оспаривается. Ответчик, отказывая ей во включении данного периода работы в стаж дающий право на досрочную пенсию указывает, что в Списках нет наименований "Комбинат детских дошкольных учреждений", "Специализированный комплекс "Детский сад - начальная школа N 1". Однако, учреждение Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N 1" и Комбинат детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска, предусмотренный Списком профессий и должностей работников образования от 06.1991 года за N 463, тождественны.
На основании изложенного истец просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ордынском районе Новосибирской области N 29 от 10.03.2015 года об отказе ей в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях"; установить тождественность учреждения Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N 1" и Комбината детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска; включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 18 августа 1985 года по 25 марта 1989 года в должности пионервожатой в Усть-Луковской средней школе, с 01.09.1996 года по 17.10.1999 года в должности воспитателя группы продленного дня в Специализированном комплексе "Детский сад-начальная школа N 1"; обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ордынском районе Новосибирской области назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 24.02.2015 года.
В дальнейшем истец К.О.В. отказалась от иска в части требования о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 18 августа 1985 года по 25 марта 1989 года в должности пионервожатой в Усть-Луковской средней школе, в остальной части поддержала заявленные требования.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем Управления пенсионного фонда РФ в Ордынском районе Новосибирской области.
В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что п.п. "м" п. 1 и пп. "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N665 определены списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются для учета педагогической деятельности и правила применения при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Считает, что рассматривая вопрос о праве на установление страховой пенсии, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, возможно исчислить либо в рамках действующего на момент обращения заявителя правового регулирования - Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781, либо с учетом применения для педагогической деятельности, где предусмотрено:
- для учета периодов работы до 01.01.1992 г. - Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению СМ СССР от 17.12.1959 N1397). Исчисление педагогической деятельности за указанный период осуществляется с применением Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17.12.1959 N1397;
- для учета периодов работы с 01.01.1992 по 31.10.1999 - Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждений для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного - постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N463, с применением положений п. 2 указанного постановления.
По мнению апеллянта, суд объединил ч.3 и ч.4 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", указав на то, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости необходимо руководствоваться законодательством либо применяя ч. 3 ( т.е. применение законодательства действовавшего в период выполнения работы), либо ч. 4 ( применение законодательства действующего на момент назначения пенсии), эту же позицию законодатель отразил в ч. 3 ст. 36 ФЗ "О страховых пенсиях".
Ссылка суда на Постановление КС РФ от 29.01.2004 г. N2-П не допустима, так как законодатель и так предоставил возможность выбора законодательства при исчислении стажа и отразил это в ч. 3 и ч. 4, ч. 3 ст. 36 ФЗ "О страховых пенсиях".
Обращает внимание на тот факт, что суд не только не правильно применил ч. 3 и ч 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", но и не учел тот факт, что УПФР в Ордынском районе при вынесении решения руководствуясь ч. 3 и ч. 4 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете стажа для назначении досрочной страховой пенсии по старости руководствуясь нормами пенсионного законодательства, действовавшего на дату обращения за пенсией и Постановлением РФ от 29.10.2002 г. N781 оспариваемый период включил в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность независимо от возраста. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорные периоды, данной правовой позиции придерживается Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно Постановлению Совмина РСФСР 06.09.1991 N 463, в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, входит должность воспитателя школы - интерната всех типов и наименований, школы - детского сада, детских дошкольных учреждений всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Согласно трудовой книжке в период с 05.09.1995 г. по 31.08.2000 г. К.О.В. работала воспитателем группы продленного дня ясли-сада 13 Комбината детских дошкольных учреждений г. Усть-Илимска. 01.09.1996 г. ясли-сад 13 реорганизован в специализированный комплекс "Детский сад- начальная школа N 1", с 18.10.1999 г. специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N1" считается образовательным учреждением "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида".
Решением ГУ УПФ России по Ордынскому району N 29 от 10.03.2015 г. период с 01.09.1996 г. по 17.10.1999 (03 года 01 месяцев 17 дней) - в должности воспитателя группы продленного дня, Специализированный комплекс "Детский сад - начальная школа N 1" г. Усть-Илимска, как не подлежащий включению в стаж на соответствующих видах работ, поскольку в данный период заявительница не выполняла работу в учреждениях, предусмотренных Списком N 463, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г.
Согласно справкам МОУ "НШДС" от 09.03.2010 г., 10.08.2010 г., Муниципальное образовательное учреждение "Комбинат детских дошкольных учреждений" г. Усть-Илимска реорганизовано путем выделения Муниципального образовательного учреждения "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида", приказ управления образования N 348 от 11.10.2001 г, Постановлением главы Администрации N 540 от 17.04.2001г. Муниципальное образовательное учреждение "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида" переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида", приказ Управления образования г. Усть-Илимска N 338 от 19.10.2004 г.
Из справки МУ "Центр обеспечения и эксплуатации муниципальных образовательных учреждений" от 09.03.2010 г. следует: Комбинат детских дошкольных учреждений г. Усть-Илимска считать Муниципальным образовательным учреждением "Комбинат детских дошкольных учреждений" г. Усть-Илимска"; ясли-сад N 13 реорганизован в специализированный комплекс "Детский сад - начальная школа N 1", Постановление главы Администрации N 760 от 18.07.1996г.; Специализированный комплекс "Детский сад - начальная школа N 1" считать Образовательным учреждением "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида", Постановление главы Администрации N 1257 от 18.10.1999г.; МОУ "Комбинат детских дошкольных учреждений" г. Усть- Илимска, в которое входили детские сады в качестве структурных подразделений реорганизовано в Муниципальное учреждение "Центр обеспечения и эксплуатации муниципальных образовательных учреждений", Постановление главы Администрации г. Усть-Илимска N 826 от 07.07.2005 г.
Постановлением главы администрации г. Усть-Илимска Иркутской области N 760 от 18.07.1996 г., с 01.09.1996 г. Детское дошкольное учреждение N13 реорганизовано в специализированный учебно- воспитательный комплекс "Детский сад-начальная школа N 1 для детей с
нарушением зрения" в составе муниципального образовательного учреждения "Комбинат детских дошкольных учреждений".
Согласно Постановлению главы администрации г. Усть-Илимска Иркутской области N 1257 от 18.10.1999 г. постановлено: Считать специализированный учебно-воспитательный комплекс "Детский сад- начальная школа N 1 для детей с нарушением зрения" Образовательным учреждением "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида" для детей дошкольного и младшего школьного возраста в составе муниципального образовательного учреждения "Комбинат детских дошкольных учреждений".
Из Устава муниципального образовательного учреждения "Комбинат детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска" (с изменениями и дополнениями, зарегистрированными 12.04.2001 г.) следует, что комбинат, в том числе, действует на основании Федерального закона "Об образовании", предметом деятельности является дошкольное образование детей, основным видом деятельности является организация учебно-воспитательной деятельности, реализация дошкольных образовательных программ и оказание дополнительных платных образовательных услуг. Ведение образовательной деятельности дошкольными образовательными учреждениями Комбината осуществляется на основе лицензии. Дошкольные образовательные учреждения Комбината проходят аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании". Дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 является структурным подразделением Комбината.
Лицензией от 27.06.1995 г. Управления образования администрации города Усть-Илимска, выданной муниципальному образовательному учреждению "Комбинат детских дошкольных учреждений города Усть- Илимска" разрешено осуществление образовательной деятельности и дополнительных образовательных услуг. Условия осуществления данного вида деятельности соответствуют требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условий труда и подтверждающей постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, выданной К.О.В. в том, что она работала в Образовательном учреждении "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида" г. Усть-Илимска, основной вид деятельности: педагогическая, в должности воспитателя группы продленного дня с 05.09.1995 г. (приказ N 785-к от 05.09.1995 г.) по 31.08.2000 г. (приказ N 111-к от 28.08.2000 г.) полный рабочий день, выполняла норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы 25 часов в неделю. В отпуске по уходу за ребенком, в отпуске без сохранения заработной платы, в учебном отпуске не находилась.
Как установлено судом, наименование учреждения, как Специализированный комплекс "Детский сад- начальная школа N 1" г.Усть-Илимска, не предусмотренное Списком должностей и учреждений, работа в котором дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, N463, послужило основанием не включения в специальный трудовой стаж истца спорного периода. Несмотря на это, суд не согласился с позицией ответчика.
Суд считает, что типовая и видовая направленность указанного учреждения подтверждается представленными доказательствами, которыми установлено, что "Детский сад-начальная школа N 1" по сути являлся детским садом, который осуществлял воспитательно - образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста. Суд пришел к выводу, что оснований не включать оспариваемый период работы истца в специальный трудовой стаж ответчик не имел.
Оценивая в совокупности доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности требований К.О.В. об установлении тождественности учреждения Специализированный комплекс "Детский сад- начальная школа N 1" и Комбината детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска, а также о включении периода с 01.09.1996 г. по 17.10.1999 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, в должности воспитателя группы продленного дня в Специализированном комплексе "Детский сад-начальная школа N 1".
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда РФ - 24.02.2015 года, педагогический стаж работы истца составлял 25 лет 00 месяцев 10 дней, из которых 03 года 01 месяц и 17 дней, с учетом выводов суда, ответчик необоснованно не включил в льготный трудовой стаж истца.
Таким образом, суд пришел к выводу о незаконности решения Управления Пенсионного фонда РФ в Ордынском районе Новосибирской области N 29 от 10.03.2015 года об отказе К.О.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда в части установления тождественности учреждения Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N1" и Комбината детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска, поскольку пенсионным законодательством не дано право суду устанавливать тождество организаций, учреждений, а предоставлено право установить тождество должностных обязанностей педагогических работников указанных учреждений, что фактически и было указано судом в его решении. Так из трудовой книжки истицы следует, что она была принята на работу воспитателем группы продленного дня в Комбинат детских дошкольных учреждений г.Усть-Илимска, ясли-сад 13 по приказу N785-к от 05.09.95г., затем указано в трудовой книжке, что постановлением главы Администрации N760 от 18.07. 1996г. ясли-сад N13 реорганизован в специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N1", следующая запись в трудовой книжке сделана 05.11.1997г. на основании приказа N122-к от 19.11.1997г. и постановления главы администрации г.Усть-Илимска N1257 от 18.10.1999г., утвердить П квалификационную категорию 12 разряд воспитателя группы продленного дня, Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N1" считать образовательным учреждением "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида".
Из решения ответчика видно, что при подсчете стажа истца по второму варианту в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитан период с 05.09.1995г. по 31.08.1996г. в должности воспитателя группы продленного дня, ясли-сад N13 Комбинат детских дошкольных учреждений г.Усть-Илимска, так как указанная должность и учреждение предусмотрены Списком и Правилами N463.
Судебная коллегия находит, что судом правильно включен истице в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 01.09. 1996г. по 17.10.1999г. в должности воспитателя группы продленного дня в Специализированном комплексе "Детский сад-начальная школа N1", поскольку ее должностные обязанности при указанной реорганизации не менялись.
Исходя из этого, решение суда в части установления тождественности учреждения Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N1" и Комбината детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска следует отменить в силу ст.330 ГПК РФ, как принятое с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе истице в удовлетворении данных исковых требований.
В остальной части судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда РФ - 24.02.2015 года, педагогический стаж работы истца составлял 25 лет 00 месяцев 10 дней, из которых 03 года 01 месяц и 17 дней, с учетом выводов суда, ответчик необоснованно не включил в льготный трудовой стаж истца по второму варианту подсчета стажа. Истица отказалась от иска в части включения периода работы в должности пионервожатой в Усть-Луковской средней школе с 18.08.1985г. по 25.03.1989г., поскольку данный период включен пенсионным органом в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по второму варианту подсчета стажа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 20 июля 2015года отменить в части установления тождественности учреждения Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N1" и Комбината детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска и принять в данной части новое решение, которым отказать К.О.В. в удовлетворении требований об установлении тождественности учреждения Специализированный комплекс "Детский сад-начальная школа N1" и Комбината детских дошкольных учреждений города Усть-Илимска, в остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Ордынском районе Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.