Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Недоступ Т.В.
судей Карболиной В.А., Давыдовой И.В.
при секретаре Т.Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 12 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 23 июля 2015 года, которым в удовлетворении заявления администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка - отказано.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителей Администрации Криводановского сельсовета Новосибирской области - Г.Н.И., З.Д.В., представителя Администрации Новосибирского района Новосибирской области - М.С.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка.
В обоснование заявления указали, что 24 ноября 2014 года администрация Новосибирского района Новосибирской области, осуществляя процедуру предоставления МБДОУ Детский сад "Капелька" земельного участка, площадью 26577 кв.м., расположенного на территории села Марусино Криводановского сельсовета Новосибирской области в постоянное (бессрочное) пользование для размещения спортплощадок, теннисных кортов, детских площадок, площадок для отдыха, спортивных занятий, утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N. Позднее данному земельному участку был присвоен кадастровый N.
Несмотря на то, что данный земельный участок не был предоставлен МБДОУ Детский сад "Капелька", действия администрации Новосибирского района по утверждению схемы расположения указанного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала нарушают права (полномочия) и законные интересы администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, поскольку, утвердив схему расположения указанного участка на кадастровом плане территории, администрация Новосибирского района предоставила МБДОУ Детский сад "Капелька" юридические основания требовать от администрации Криводановского сельсовета предоставление указанного земельного участка в постоянное бессрочное пользование для целей, не связанных со строительством.
Решением от 14.04.2015 года администрация Криводановского сельсовета отказала МБДОУ Детский сад "Капелька" в предоставлении земельного участка. В настоящее время МБДОУ Детский сад "Капелька" обжаловал упомянутое решение об отказе в арбитражный суд Новосибирской области.
Администрацией Новосибирского района при проведении процедуры предоставления земельного участка нарушены правила утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории Криводановского сельсовета, поскольку схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории должен был утверждать глава администрации Криводановского сельсовета своим постановлением.
Кроме того, схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории была утверждена неуполномоченным лицом, вместо Главы Новосибирского района - Т.Н.С. В период принятия решения о предоставлении земельных участков на них были наложены обеспечительные меры.
Кадастровые работы были проведены администрацией Новосибирского района Новосибирской области за свой счет, постановка на кадастровый учет земельного участка также была осуществлена от имени администрации Новосибирского района Новосибирской области, а не за счет заявителя МБДОУ Детский сад "Капелька".
В заявлении о предоставлении земельного участка от 19.03.2015г. не указана цель использования земельного участка, что является существенным нарушением процедуры предоставления земельного участка.
Действия администрации Новосибирского района Новосибирской области носят характер злоупотребления своим правом; в общей сложности, в период с октября по начало декабря 2014 года, подконтрольные администрации Новосибирского района учреждения подали заявки на предоставление им в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, расположенных на территории Криводановского сельсовета ориентировочной площадью 16647490 кв.м. Участок, на который претендует МБДОУ Детский сад "Капелька", расположен в зоне Ж-2, отведенной для перспективного развития села Криводановка. После предоставления МБДОУ Детский сад "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование запрашиваемого земельного участка, существенно уменьшается территория перспективного развития села Криводановка (зона Ж-2), а администрация Криводановского сельсовета не сможет осуществлять в отношении этого земельного участка свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению. Цель предоставления земельного участка не соответствует генеральному плану развития сельского поселения.
На основании изложенного истец просил признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка ( кадастровый N) площадью 26577 кв.м., расположенного на территории села Марусино Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в части утверждения 24.11.2014г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив заявленные требования.
В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод суда о том, что рассматриваемый спор является спором о праве на земельный участок не обоснован, так как предметом спора являлся не земельный участок с кадастровым номером 54:19:020201:618 и не права на него, а незаконные действия администрации Новосибирского района по осуществлению процедуры его предоставления и заявление подлежало рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ.
Суд не принял во внимание, что заявитель каких-либо требований искового характера не предъявляет.
Вывод суда о том, что не представлено доказательств того, что предоставляемый МКДОУ "Капелька" земельный участок нарушает проекты планировки территории и, что какие-либо действия, направленные на реализацию предоставленного суду генерального плана, не предпринимались, являются несостоятельными, поскольку суд не предлагал представить какие- либо доказательства того, что действия администрации района нарушили проект планировки территории.
Вывод суда об отсутствии в Новосибирском районе принятого в установленном порядке акта, регламентирующего порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, противоречит материалам дела, так как такой акт в Новосибирском районе принят и действует, но администрация Новосибирского района его игнорирует.
В материалы дела администрацией Новосибирского района представлена доверенность, выданная Т.Н.С., на основании которой последний и утвердил схемы расположения земельных участков. Суд проигнорировал доводы о том, что глава администрации Новосибирского района был не вправе такую доверенность выдавать, поскольку это противоречит Уставу администрации Новосибирского района НСО и требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обращает внимание на то, что доверенность на право утверждения схем расположения земельных участков была выдана Т.Н.С. неправомерно, поэтому она не может служить доказательством наличия у данного лица соответствующих полномочий.
Судом был проигнорирован довод о том, что схемы расположения земельных участков утверждены неуполномоченным органом, поскольку утверждать такие схемы должен орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по планировке территории, а это, в соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ администрация поселения.
Выводы суда о том, что при предоставлении земельных участков администрацией Новосибирского района НСО требования ст. 34 ЗК РФ не нарушены, не обоснованы и противоречат материалам дела.
Обращает внимание на то, что суд сделал ошибочный вывод о том, что администрация Новосибирского района при принятии решений о предоставлении земельных участков МКДОУ Детский сад "Капелька" действовала в пределах предоставленных ей полномочий и с соблюдением требований закона.
Ссылка суда на пункт 16 ст. 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не обоснована, так как данная правовая норма регулирует правоотношения по предоставлению земельных участков, которые возникли после 01.03.2015, а в данном случае все оспариваемые действия были совершены до этой даты.
Кроме того, указанная правовая норма говорит только о тех земельных участках, в отношении которых принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Полагает, что данное дело подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ и администрация Криводановского сельсовета в соответствии со ст.249 ГПК РФ не должна была доказывать неправомерность действий администрации Новосибирского района.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ, пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является совокупность двух обстоятельств: противоречие оспариваемого акта требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Аналогичные нормы установлены в отношении действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок относится к государственной неразграниченной собственности, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле, запрета на представление спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений законодательством установлено не было. Предусмотренный законом механизм предоставления земельного участка МБДОУ Детский сад "Капелька" был соблюден, доказательств наличия оснований для отнесения объектов, для размещения которых представлен спорный земельный участок, к объектам местного значения и, как следствие, необходимости обязательного отражения в Схеме территориального планирования Новосибирского района указанных объектов представлено не было. Утверждение схемы расположения земельного участка произведено уполномоченным в установленном порядке должностным лицом, не представлено доказательств, что оспариваемые действия нарушили принятые администрацией сельского совета проекты планировки территорий, и таким образом, администрация района исполнила обязанность, возложенную статьей 34 ЗК РФ, соблюден порядок предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для целей, не связанных со строительством, по опубликованию информации о предоставлении спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, то есть осуществила распоряжение земельным участком с соблюдением принципов справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур их предоставления (пункт 1 статьи 34 ЗК РФ).
Судом первой инстанции не установлено в действиях администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка (кадастровый N) площадью 26577 кв.м., расположенного на территории села Марусино Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в том числе, действиях ответчика по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N от 24.11.2014г., нарушений закона.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормам права, при этом исходит из следующего.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст.9,10,11 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 3 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014г. N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен ряд переходных положений, в том числе в части принятия уполномоченным органом решений в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N171-ФЗ.
Пунктом 16 статьи 34 вышеуказанного федерального закона установлено, что в случае, если до дня вступления его в силу органом местного самоуправления муниципального района приято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, размещено или опубликовано извещение о проведении торгов, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, распоряжение таким участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, независимо от наличия Правил землепользования и застройки сельского поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 ЗК РФ в редакции до 01.03.2015г., органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанного процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Как следует из поданного администрацией Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области заявления, оспаривалась процедура предоставления и оформления земельного участка на территории поселения в границах с.Марусино Криводановского сельсовета из земель, право собственности на которые не разграничено, с кадастровым номером N), площадью 26577 кв.м.
Как следует из материалов дела в отношении данного земельного участка 14 октября 2014г. в администрацию Новосибирского района Новосибирской области от МБДОУ детский сад "Капелька" поступило заявление о предоставлении в соответствии со ст.20 ЗК РФ для достижения предусмотренных Уставом целей в постоянное бессрочное пользование земельного участка площадью 26580 кв.м., с местоположением: "адрес" с видом разрешенного использования: спортплощадки, теннисные корты, спортзалы, спортивные комплексы кроме спортивных комплексов со специальными требованиями размещения, детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий, с приложением схемы испрашиваемого земельного участка. Данное заявление зарегистрировано в администрации Новосибирского района Новосибирской области 14.10.2014г. за N8406, что подтверждается представленными представителем администрации Новосибирского района Новосибирской области сведениями о регистрации входящих заявлений. (л.д.122 т.1). 22.10.2014г. в газете Приобская правда N43 было опубликовано соответствующее объявление (л.д. 8 т.1) на основании поданного администрацией Новосибирского района Новосибирской области 21.10.2014г. заявления.
23.10.2014г. администрацией Новосибирского района Новосибирской области МБДОУ детский сад "Капелька" извещен о продлении срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка за 30 дней (л.д.110т.1), 24.11.2014г. заместителем главы администрации Новосибирского района Новосибирской области Т.Н.С. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 54:19:020201 на основании выданной главой администрации Новосибирского района Новосибирской области Б.В.В. доверенности от 26.05.2014г. с площадью 26577 кв.м. (л.д.182 т.1, л.д.111-112 т.1).
Согласно кадастровому паспорту, составленному 19.03.2015г. в отношении вышеуказанного земельного участка площадью 26577 кв.м. с кадастровым номером 54:19:020201:618, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: спортплощадки, теннисные корты, спортзалы, спортивные комплексы, кроме спортивных комплексов со специальными требованиями размещения.(л.д.112 т.1).
В материалах дела представлено заявление МБДОУ детский сад "Капелька" от 19.03.2015г. вновь о предоставлении в постоянное бессрочное пользование земельного участка с кадастровым номером N и местоположением: "адрес", без указания вида использования земельного участка, зарегистрированным входящим N.03.2015г. Таким образом, процедура оформления данного земельного участка закончена не была, в связи с чем администрацией Новосибирского района Новосибирской области в адрес администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области было направлено данное заявление для дальнейшего рассмотрения (л.д.6 т.2).
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ определен ряд понятий, согласно которым градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1).
Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ -городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8).
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).
Объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов. Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 ст.19 и пункте 1 части 5 ст.23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации (пункт 20).
В соответствии со ст.17.1 Закона Новосибирской области от 27.04.2010г. N481-ОЗ "О градостроительной деятельности в Новосибирской области" в документах территориального планирования муниципальных образований Новосибирской области - на схеме территориального планирования муниципального района подлежат отображению следующие виды объектов местного значения в области физической культуры и массового спорта, объекты, в которых (на территории которых) размещаются физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 5 пункта 1); на генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа подлежат отображению следующие виды объектов местного значения - в области физической культуры и массового спорта, объекты, в которых (на территории которых) размещаются: физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, образовательные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта, объекты спорта (подпункт 3 пункта 2).
В соответствии с частью 4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 ст.10 настоящего кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, если размещение таких объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 ст.10 настоящего кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Судом в решении сделан вывод, поскольку механизм предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрен законом, не являются юридически значимыми доводы представителей администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района об отсутствии принятого в установленном порядке акта, регламентирующего такой порядок предоставления земельных участков в Новосибирском районе, и о нарушении порядка принятия администрацией Новосибирского района постановления N4691-па от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством". Отсутствие такого акта не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст.34 Земельного кодекса РФ. Кроме того, решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 03.06.2015года, которым было признано незаконным постановление N4691-па администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014 "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области для целей, не связанных со строительством", и на который ссылается представитель заявителя, не вступило в законную силу.
С этим выводом суда судебная коллегия не соглашается, поскольку из материалов дела видно, что в Новосибирском районе Новосибирской области принят и действует акт - Положение "О порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирский район Новосибирской области", утвержденное решением N7 Совета депутатов Новосибирского района НСО от 21.06.2012г.
В пункте 2 ст.1 данного Положения (л.д.56 т.1) указано, что оно определяет порядок предоставления земельных участков, расположенных в границах Новосибирского района, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации Новосибирский район имеет право распоряжаться. Указанное положение предусматривает предоставление земельных участков в постоянное бессрочное пользование, но только для строительства (ст.11 Положения), а для целей, не связанных со строительством, оно устанавливает предоставление только в аренду либо в cобственность ( cт.6 Положения) так же как это предусматривает ст.34 Земельного кодекса РФ.
Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 03.06.2015г. заявление Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным постановления N4691-па Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014г. "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области для целей, не связанных со строительством", обязании опубликовать в газете "Приобская правда" текст решения суда по делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, удовлетворено.
Признано незаконным постановление N4691-па Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 11.11.2014г. "О порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется администрацией Новосибирского района Новосибирской области, для целей, не связанных со строительством" - с момента его издания. Обязана Администрация Новосибирского района Новосибирской области опубликовать в газете "Приобская правда" текст решения суда по делу в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 27.10.2015г. данное решение суда оставлено без изменения, то есть вступило в законную силу.
Из апелляционного определения следует, что полномочным на принятие нормативного правового акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений является Совет депутатов Новосибирского района Новосибирской области.
Тем самым администрацией Новосибирского района Новосибирской области были превышены полномочия по принятию актов, определяющих порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, как указал суд первой инстанции, предыдущий порядок предоставления земельных участков, в том числе не связанных со строительством был утвержден решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области N7 от 21.06.2012г., специальным органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками была назначена администрация Новосибирского района Новосибирской области.
Издание оспариваемого постановления дало администрации Новосибирского района Новосибирской области юридические основания предоставить своим подконтрольным учреждениям земельные участки, расположенные на территории Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством. На территории сельсовета таких участков было предоставлено администрацией района более 1600 га.
Предоставляя указанные земельные участки, администрация Новосибирского района нарушила зонирование территории Криводановского сельсовета, а также нарушила права заявителя в части реализации полномочий при утверждении генеральных планов поселения и подготовленной на их основе документации по планировке территории.
Судом в решении сделан вывод о том, что истец не представил доказательств того, что в соответствии с актами органов местного самоуправления, имело место ограничение прав на рассматриваемый земельный участок в виде установления санитарно-защитной зоны предприятия I класса опасности (л.д.121 т.2).
Этот вывод суда противоречит материалам дела. Так, истцом в материалы дела представлен генеральный план села Криводановка и генеральный план села Марусино Криводановского сельсовета (л.д.179 т.1). Санитарно-защитная зона I класса опасности отображена на Карте планируемого размещения объектов местного значения, которая является приложением к генплану с.Марусино (л.д.150 т.1). Генеральные планы сел Криводановка и Марусино были утверждены решением Совета депутатов Криводановского сельсовета N1 от 29.01.2014г. (л.д.178 т.1).
Таким образом, ограничение прав на рассматриваемый земельный участок в виде установления санитарно-защитной зоны предприятия I класса опасности, установлено в соответствии со ст.56 Земельного кодекса РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления Криводановского сельсовета. Это означает, что судом необоснованно отвергнут довод истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 54:19:020201:618 находится в санитарно-защитной зоне производственного предприятия I класса опасности, в непосредственной близости от него, что не позволяет использовать его для сооружения спортплощадок, спортзалов, спортивных комплексов и пр. (л.д.174 т.1).
Кроме того, принимая во внимание положения ст.1 Градостроительного кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что все вышеперечисленные объекты - спортплощадки, теннисные корты, спортзалы, спортивные комплексы кроме спортивных комплексов со специальными требованиями, для размещения которых администрацией Новосибирского района Новосибирской области принималось решение о предоставлении земельных участков в постоянное бессрочное пользование МБДОУ детский сад "Капелька", относятся к объектам капитального строительства и, таким образом, применение к данным правоотношениям ст.34 Земельного кодекса РФ в редакции до 01.03. 2015г., незаконно и необоснованно, поскольку порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности был установлен ст.30 Земельного кодекса РФ в редакции до 01.03.2015г. При этом доводы администрации Новосибирского района Новосибирской области в части того, что данные объекты нельзя отнести к объектам капитального строительства, поскольку они могут быть и перенесены, судебная коллегия полагает необоснованными, не соответствующими установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам права.
Исходя из системного толкования статей 19,36-37 Федерального закона N131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", судебная коллегия полагает обоснованными доводы истца в той части, что все схемы расположения земельных участков были утверждены неуполномоченным на то должностным лицом, на что неоднократно указывалось представителем администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. При этом, суд первой инстанции полагал, что данные доводы опровергаются представленной доверенностью (л.д.182 т.1). Однако, поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является частью процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной законом, иными нормативными актами, решая вопрос об утверждении схемы участка, администрация Новосибирского района Новосибирской области, реализует властные полномочия, предоставленные вышеуказанными нормативными актами и Уставом Новосибирского района Новосибирской области (пункт 21 части 1 статьи 28). Утверждение Администрации Новосибирского района Новосибирской области о возможности передачи данных правомочий главой Администрации района иному должностному лицу на основании доверенности не соответствует нормам права, а также принципам организации местного самоуправления.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, администрация Новосибирского района Новосибирской области в лице Главы администрации, вправе была утверждать схему расположения земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при этом правовые основания для передачи властных полномочий, в том числе в части утверждения схемы расположения земельного участка, по доверенности, отсутствовали, а ссылка на представленную доверенность несостоятельна и не основана на нормах права.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, принимая во внимание вышеуказанные положения норм права и исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления МБДОУ Детский сад "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка (кадастровый N) площадью 26577кв.м., расположенного на территории села Марусино Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в части утверждения 24.11.2014г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, законными признать нельзя, требования администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области следует признать обоснованными, поскольку данными действиями нарушаются права муниципального образования на организацию и выполнение планов и программ комплексного развития муниципального образования, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, так как в результате оспариваемых действий администрации муниципального образования - администрация Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не сможет осуществлять в отношении данных земельных участков свои полномочия, существенно уменьшается территория перспективного развития муниципального образования.
При этом доводы администрации Новосибирского района Новосибирской области о законности всех оспариваемых действий не могут быть признаны обоснованными и опровергаются вышеуказанными доказательствами.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции законным и обоснованным признать нельзя, и оно подлежит отмене с принятием нового решения, которым требования администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Новосибирского района Новосибирской области - Детский сад комбинированного вида "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка (кадастровый N) площадью 26577 кв.м., расположенного на территории села "адрес", в части утверждения 24.11.2014г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N удовлетворив апелляционную жалобу представителя Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Судебная коллегия считает, что довод представителя администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района НСО о том, что он не был извещен о рассмотрении дела в порядке искового производства, не влияет на выводы суда апелляционной инстанции, поскольку сторонами были представлены все имеющиеся доказательства, они оценены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.67 ГПК РФ, и нарушение данных процессуальных требований судом первой инстанции не влечет оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции исходя из положений статьи 330 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 23 июля 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым требования администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Новосибирского района Новосибирской области по осуществлению процедуры предоставления Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "адрес" - Детский сад комбинированного вида "Капелька" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка (кадастровый N) площадью 26577 кв.м., расположенного на территории села "адрес", в части утверждения 24.11.2014г. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала N, удовлетворив апелляционную жалобу представителя Администрации Криводановского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.