Президиум Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего: Сажневой С.В.
членов президиума: Билюковой Л.Р., Галаевой Л.Н., Гилмтдиновой О.М., Козеевой Е.В., Недоступ Т.В.
при секретаре С
рассмотрел кассационную жалобу ВЮВ
на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по иску ВЮВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ВВС и ВАС, к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, предоставляемого за счет средств Министерства обороны РФ, о признании права быть принятой на учет нуждающихся в предоставлении такого жилья,
заслушав доклад судьи Недоступ Т.В., объяснения представителя ВЮВ - ВСИ, президиум
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ВЮВ, действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей В B.C. и ВАС, обратилась в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на получение жилья.
В обоснование иска указала, что она является вдовой ВСА, который после окончания военного авиационного института с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на действительной военной службе по контракту на офицерских должностях. ДД.ММ.ГГГГ ВСА в период прохождения военной службы погиб при невыясненных обстоятельствах. На момент гибели общая продолжительность его военной службы составила 19 лет 3 месяца 20 дней, а в льготном исчислении - 28 лет 5 месяцев 8 дней.
Проживая в служебной квартире, предоставленной ВСА как военнослужащему, истцы не являлись и не являются нанимателями или членами семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма, а также собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения. Согласно ст.51 ЖК РФ истцы имели все основания быть признаны нуждающимися в жилом помещении на момент гибели ВСА, но на соответствующем учете по линии Министерства обороны не состояли в связи с особым порядком принятия на жилищный учет военнослужащих. Обратившись после гибели мужа к ответчику с заявлением и всеми необходимыми документами по вопросу постановки ее и детей на учет нуждающихся в жилье, заявитель получила отказ со ссылкой на отсутствие условий, предусмотренных абз.12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые позволяли бы признать ВСА с членами семьи нуждающимися в получении жилья по договору социального найма за счет жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности.
В связи с этим истец просила суд признать за ней и детьми, как членами семьи умершего военнослужащего, потерявшими кормильца, право на получение жилья от Министерства обороны РФ по договору социального найма, признать за ними право быть принятыми на учет нуждающихся в получении жилья, обязав ответчика принять их на соответствующий учет в установленном законом порядке и обеспечить жильем для постоянного проживания в г.Новосибирске.
Решением Октябрьского районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ВЮВ просит вышеуказанные судебные постановления отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении ее иска.
Определением судьи Новосибирского областного суда от 25.09.2015г. дело истребовано в Новосибирский областной суд и определением судьи Слядневой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, президиум приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку общая продолжительность военной службы ВСА на день гибели составила менее 20 лет, а истцы проживают в служебной квартире, предоставленной в связи с военной службой ВСА, то в силу пункта 3.1 ст. 24 Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих" и пункта 1 части 2 ст. 103 ЖК РФ они не имеют право быть принятыми на учет для получения жилья в собственность или по договору социального найма за счет Министерства обороны РФ.
Соглашаясь с данными решением, суд 2-ой инстанции дополнительно указал, что по правилам пункта 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент гибели ВСА, было предусмотрено, что члены семьи погибших в период прохождения военной службы военнослужащих имеют право на предоставление жилья за счет Министерства обороны РФ только при условии, что срок военной службы военнослужащего составил 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения. В то же время, ссылаясь далее на положения п.1 ст. 15 и ст. 15.1 указанного Федерального закона, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма имеют члены семей погибших (умерших) военнослужащих, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет. Поскольку на момент гибели ВСА имел выслугу в размере 19 лет 3 мес. 20 дней, то его семья, по мнению суда апелляционной инстанции, права на получение жилья за счет Министерства обороны РФ не имеет.
Президиум полагает, что вышеуказанные выводы судов обеих инстанций противоречат положениям пунктов 3.1 статьи 24 и пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в том числе их редакциям, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, а также иным нормам материального права.
Из материалов дела следует, что ВСА по окончании в декабре 1998 года высшего военного учебного заведения проходил военную службу по контракту в офицерских должностях в различных войсковых частях страны, последним местом службы являлась войсковая часть N в г. Обь Новосибирской области.
В связи с прохождением военной службы по контракту в войсковой части N военнослужащему ВСА и членам его семьи: жене ВЮВ и двум детям - ВВС, "данные изъяты" г.р., и ВАС, "данные изъяты"., была предоставлена служебная жилая площадь в виде трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается договором найма служебного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ВСА погиб от огнестрельного ранения при невыясненных обстоятельствах, в связи с чем приказом командующего войсками ЦВО исключен из списков войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ На момент смерти ВСА стаж его военной службы составил 19 лет 3 мес. 20 дней, в льготном исчислении -28 лет 5 мес. 8 дней.
Решением 2-го отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВЮВ отказано в принятии ее и детей как членов семьи погибшего военнослужащего, потерявших кормильца, на жилищный учет для обеспечения жильем на условиях социального найма.
Обосновывая законность решения ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, суды пришли к выводу, что право членов семьи умершего в период службы военнослужащего на обеспечение жильем на праве собственности или на условиях социального найма зависит от того, приобрел ли такое право сам военнослужащий.
Так, суд установил, что срок военной службы ВСА на день его гибели был менее 20 лет. При этом этот срок хотя и составлял 10 лет и более, право у ВСА на обеспечение жильем в порядке абзаца 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не возникло, так как он не был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно указанным выше положениям закона, он не мог быть признан нуждающимся в получении жилья за счет средств Министерства обороны РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. Исходя из этого, по мнению судов 1-ой и 2-ой инстанций, не имеют права на обеспечение жильем и члены его семьи.
Однако такое применение закона противоречит его смыслу и содержанию, поскольку согласно статьи 2 вышеуказанного Федерального закона предусмотренные им социальные гарантии и компенсации распространяются как на непосредственно военнослужащих, так и на граждан, уволенных с военной службы, а также на членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
При этом к членам семей военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся в числе прочего супруга (супруг) и несовершеннолетние дети.
Исходя их толкования пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в том числе в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений), члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего имеют право на получение жилья за счет средств государства в силу самого факта гибели (смерти) военнослужащего в период военной службы. Оговорок относительно стажа военной службы такого лица на день его смерти и причин смерти, от которых зависело бы право членов его семьи на обеспечение жильем за счет государства, в законе нет.
Иное истолкование и применение данного положения закона позволяло бы лишать членов семей всех военнослужащих, которые погибли (умерли) в период военной службы, но не имели на день гибели 20-летнего стажа, тех гарантированных государством прав, которые предоставлены им в силу особого характера военной службы и связанных с этим последствий.
При этом пункт 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что жилые помещения членам семей военнослужащих, погибших (умерших) во время службы, предоставляются как в случае, если они были признаны нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, так и тогда, когда они (то есть сами члены семьи военнослужащего) имели основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Порядок и условия предоставления жилья данной категории лиц на день гибели ВСА были предусмотрены п.1 ст. 15 и статьей 15.1 означенного закона, а на день обращения с заявлением ВЮВ и на день принятия решения об отказе в принятии ее на учет - пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 N 298-ФЗ, от 28.12.2013 N 405-ФЗ).
В частности, пунктом 1 статьи 15 закона установлено, что такие лица признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 (ред. от 28.08.2015) "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" (вместе с "Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации", "Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно").
Статьей 15.1 названного Федерального закона предусмотрены нормы предоставления жилого помещения.
С учетом изложенного, президиум приходит к выводу, что суды при рассмотрении данного гражданского дела указанные положения закона применили неправильно, в связи с чем не установили юридически значимые обстоятельства.
При таких обстоятельствах, судебные постановления по делу законными признать нельзя и они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует правильно определить юридически значимые обстоятельства, в том числе установить наличие или отсутствие законных оснований у ВЮВ быть признанной нуждающейся с детьми в получении жилья до гибели мужа, предусмотренные статьей 51 ЖК РФ, правильно применить нормы материального права и с учетом установленного разрешить спор по существу.
Руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, удовлетворив кассационную жалобу ВЮВ.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.