Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ю.А. Казакевич,
судей Б.В. Доржиевой, Е.В. Чайкиной
при секретаре О.А. Сергеенко
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 23 сентября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ононского района Забайкальского края в интересах Дутовой А.И. к государственному казенному учреждению "Единый социальный расчетный центр" о понуждении к действиям,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А.
на решение Центрального районного суда города Читы от 03 июля 2015 года, которым постановлено требования прокурора Ононского района Забайкальского края, действующего в интересах Дутовой А.И. к Государственному казённому учреждению "Единый социальный расчетный центр" о понуждении к действиям - удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края произвести Дутовой А.И. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с 18.09.2013 по 18.04.2014.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Ю.А. Казакевич, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ононского района Забайкальского края обратился в суд в защиту интересов Дутовой А.И. с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Дутовой А.И. как педагогу-пенсионеру со стажем работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет в соответствии с Законом Забайкальского края N 129-ЗЗК от 17.02.2009 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" до 18.04.2014 предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. По мнению прокурора, действия ответчика по расчету льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права материального истца на полное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Просит суд обязать ГКУ "Единый социальный расчетный центр" Забайкальского края произвести Дутовой А.И. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с 18.09.2013 по 18.04.2014.
Определением Центрального районного суда города Читы от 25 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А. выражает несогласие с постановленным решением суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Ссылается на то, что оснований для перерасчета Дутовой А.И. компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения с 18.09.2013 по 18.04.2014 года не имеется, поскольку изменения, вносимые в Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" в части предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения пенсионерам из числа педагогических работников действуют с 19 апреля 2014 года и Законом края не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда.
Истец Дутова А.И. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не просила.
Третьи лица Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, для участия в судебном заседании своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
В связи с изложенным судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц на основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Солохину В.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика Ветрову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (вступившего в силу 01.09.2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал закон РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11.01.2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 года N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1 от 10.07.1992 года закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данной статьей предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 01.09.2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст.55 Закона "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Закон Забайкальского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае" от 11.02.2009 N 129-ЗЗК с изменениями от 01.04.2014 года (вступившими в силу 19.04.2014г.) определяет размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций.
Из приведенных норм усматривается, что не устанавливается никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).
Из материалов дела усматривается, что Дутова А.И. является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж работы в сельской местности более 10 лет в с. Первый Чиндат. До 18.04.2014 года она получала меру социальной поддержки по оплате отопление и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.
По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что с 19.04.2014г. указанная мера социальной поддержки предоставляется истцу в полном объеме.
Изложенное свидетельствует об обоснованности заявленных требований, которые суд первой инстанции верно разрешил, удовлетворив в полном объеме.
Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Оснований для признания данного вывода суда неправильным не имеется.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда и что нормы действующего законодательства действуют с 19.04.2014г., направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда, учитывая, что Закон Забайкальского краяN 129-ЗЗК, действовавший в редакции от 11.02.2009г., противоречил федеральному законодательству в части ограничения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, чем ущемлялись права последних.
С учетом приведенных обстоятельств, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а доводы жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Центрального районного суда города Читы от 03 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.