Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Толстоброва А.А.
и судей краевого суда Иванова А.В., Ходюкова Д.С.
при секретаре Фёдоровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 21 октября 2015 г. дело по заявлению Шестаковой М. С. к Комитету образования администрации городского округа "Город Чита" о возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении,
по апелляционной жалобе административной истицы Шестаковой М.С.,
на решение Центрального районного суда г.Читы от 3 сентября 2015 г., которым в удовлетворении исковых требований Шестаковой М. С. отказано.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Толстоброва А.А., выслушав объяснения истицы Шестаковой М.С., поддержавшей доводы жалобы и полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
22 июля 2015 г. Шестакова М.С. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. "Дата" ее несовершеннолетняя дочь Ш. "Дата" рождения внесена в электронную очередь на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Однако до настоящего времени в нарушение закона не обеспечена местом в детском саду, чем лишена возможности получать дошкольное образование. Поэтому просила возложить на Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" обязанность предоставить Ш. доступ к дошкольному образованию через создание места в МБДОУ г.Читы, расположенных на разумном географическом удалении от места проживания Ш. N, N, в группе полного дня в течение одного месяца с момента вынесения решения по существу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе истица Шестакова М.С. считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает на то, что действующим законодательством развитие ребенка, его социальная защита, в том числе обеспечение свободного доступа к дошкольному образованию, не ставятся в зависимость от наличия или отсутствия свободных мест в МДОУ. Отказывая в предоставлении места в дошкольном учреждении по мотиву отсутствия свободных мест, Комитет образования администрации тем самым уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законом. Считает, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности. Поэтому просила отменить решение суда и удовлетворить ее требования.
В суд апелляционной инстанции представитель Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. На основании ст.150 КАС РФ коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
При этом согласно ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, из приведенных положений Конституции РФ следует, что реализация Шестаковой М.С. конституционного права на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного выше принципа и не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее Ш., либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных ст.67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Из приведенных норм закона следует, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня и отказано в приеме в государственную или муниципальную организацию может быть только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Как следует из материалов дела, Шестакова М.С. является матерью малолетней Ш, "Дата" года рождения, зарегистрированной "Дата" в региональной автоматизированной системе "Е-услуги. Образование" в МБДОУ N, N. Наличие льготных оснований для предоставления места в ДОУ родителями ребенка не заявлено.
В настоящее время, Ш. состоит в очереди на зачисление в дошкольные учреждения по списку.
Судом установлено, что все направления в детские образовательные учреждения выданы детям, имеющим право на предоставление мест во внеочередном и первоочередном порядке, а также детям, поставленным на учет ранее Ш
Указанные обстоятельства подтверждаются итоговыми таблицами по комплектованию МБДОУ N N на 2015-2016 учебный год от 11 июня 2015 г., МБДОУ N N на 2015-2016 учебный год от 15 июня 2015 г., МБДОУ N N на 2015-2016 учебный год от 15 июня 2015 г., МБДОУ N N на 2015-2016 учебный год от 15 июня 2015 г., МБДОУ N N на 2015-2016 учебный год от 15 июня 2015 г., ДОУ N N на 2015-2016 учебный год от 11 июня 2015 г., МБДОУ N N на 2015-2016 учебный год от 11 июня 2015 г. и другими письменными доказательствами (л.д.24-106).
Изложенное указывает на то, что непредставление ребенку истицы места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее, а также имеющие право на первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Кроме того, из представленной Комитетом образования администрации городского округа "Город Чита" информации следует, что на территории городского округа "Город Чита" дошкольные образовательные учреждения укомплектованы полностью и свободных мест в них нет. На учете для получения места в ДОУ г.Читы стоит более 9800 детей. Для обеспечения всех местами в ДОУ в режиме полного дня необходимо строительство 44 дошкольных учреждений вместимостью 220 детей.
Решением Думы городского округа "Город Чита" от 22 декабря 2011 г. N257 принят План социально-экономического развития городского округа "Город Чита" на 2012 год и постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 6 июня 2011 г. N123 утверждена муниципальная целевая программа "Образование детей дошкольного возраста в городском округе "Город Чита" на 2011-2015 годы", которыми предусмотрены мероприятия по увеличению охвата дошкольным образованием детей дошкольного возраста. За последнее время введены в эксплуатацию 6 дошкольных образовательных учреждений, реконструированы три учреждения, дополнительно открыты группы за счет перепрофилирования помещений на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, развита сеть вариативных услуг дошкольного образования.
Таким образом, органом местного самоуправления принимаются меры по выполнению возложенных на него обязанностей и потому доводы жалобы о противоправном бездействии судебная коллегия находит необоснованными и наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях при таких обстоятельствах не может быть расценено как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования.
При таком положении право Ш на получение места в дошкольном образовательном учреждении не может быть признано нарушенным.
С учетом изложенного, суд полно и правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильным выводам и оставил заявление Шестаковой М.С. без удовлетворения. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявления судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Читы от 3 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шестаковой М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Толстобров А.А.
Судьи: Иванов А.В.
Ходюков Д.С.
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Толстобров А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.