Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Салахутдинова Р.Г. на заочное решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 августа 2015 года, которым исковые требования Салахутдинова Р.Г. к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными акта обследования межведомственной комиссии от 21 ноября 2011 года жилого дома ... по адресу: "адрес" и заключения межведомственной комиссии от 21 ноября 2011 года о признании указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу; признании указанного жилого дома пригодным для постоянного проживания; возложении обязанности исключить указанный жилой дом из списка аварийных домов и направить каждому жильцу дома подтверждение о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания и об исключении жилого дома из списка аварийных жилых домов оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Салахутдинова Р.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан -
Мингазова Н.Н., возражавшего доводам апелляционной жалобы, третьих лиц - Идиятуллина Р.Х., Феоктистовой Н.А., полагавших решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салахутдинов Р.Г. обратился к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - Исполком) с иском о признании незаконными акта обследования межведомственной комиссии от 21 ноября 2011 года жилого дома "адрес" и заключения межведомственной комиссии от 21 ноября 2011 года о признании указанного жилого дома аварийным и подлежащим сносу; признании данного жилого дома пригодным для постоянного проживания; возложении обязанности исключить указанный жилой дом из списка аварийных домов и направить каждому жильцу дома подтверждение о признании жилого дома пригодным для постоянного проживания и об исключении жилого дома из списка аварийных жилых домов.
В обоснование требований указано, что Салахутдинов Р.Г. является собственником квартиры "адрес". В апреле 2015 года жильцам вышеуказанного жилого дома стало известно, что данный дом включен в Перечень многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района, признанных аварийными и подлежащими сносу, а собственники расположенных в нем квартир подлежат переселению. Указанный многоквартирный жилой дом был признан аварийным на основании заключения межведомственной комиссии, назначенной руководителем Исполкома. С данным заключением истец не согласен, поскольку документы составлены без участия собственников жилых помещений, экспертов, а также без участия специализированной организации.
В суде первой инстанции Салахутдинов Р.Г. исковые требования поддержал.
Представитель Исполкома в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Третьи лица - Феоктистова Н.А., Идиятуллин Р.Х. считали исковые требования обоснованными.
Третьи лица - Кащавцева Н.Е., Салахутдинова М.Г., Салахутдинов Р.Р., Давлеева Д.Р., Салахутдинова А.Р., Крупин В.А., Крупин В.А., Крупина Д.А., Феоктистов Ф.В., Идиятуллина С.И., Идиятуллина Я.Р., Идиятуллина А.Р., Салахутдтнов И.Д. в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Судом вынесено заочное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Салахутдинова Р.Г. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Указано, что суд не учел требования Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и не принял во внимание несоблюдение ответчиком установленного законом порядка признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Ссылается на технический паспорт данного жилого дома по состоянию на 2009 год, согласно которому износ дома составляет 20 %, а также письмо руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства о том, что данный жилой дом находится в технически исправном состоянии.
Кащавцева Н.Е., Салахутдинова М.Г., Салахутдинов Р.Р., Давлеева Д.Р., Салахутдинова А.Р., Крупин В.А., Крупин В.А., Крупина Д.А.,
Феоктистов Ф.В., Идиятуллина С.И., Идиятуллина Я.Р., Идиятуллина А.Р., Салахутдтнов И.Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Из материалов дела следует, что Салахутдинов Р.Г. является собственником квартиры "адрес". Совместно с истцом собственниками вышеуказанного жилого помещения являются Салахутдингова М.Г., Салахутдинов Р.Р., Салахутдинова Д.Р., Салахутдинова А.Р.
29 апреля 2015 года в адрес Салахутдиновой А.Р. направлено требование N ... , согласно которому Исполком указал, что многоквартирный жилой дом, в котором находится принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, на основании постановления Исполкома от 31 июля 2014 года
N ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Как видно из материалов дела, данное постановление издано на основании заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания N ... от 21 ноября 2011 года, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением Исполкома от 23 сентября 2009 года. В акте обследования помещения от 21 ноября 2011 года межведомственной комиссии указано, что многоквартирный жилой дом "адрес" с износом 76% следует отнести к категории аварийных и подлежащих сносу.
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что существенных нарушений процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям в данном случае не установлено, доказательств ошибочности выводов межведомственной комиссии не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 44 указанного выше Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным внастоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Таким образом, по установленной законом процедуре, межведомственная комиссия вправе была признать указанный жилой дом аварийным и подлежащим сносу лишь при наличии на тот момент заключения специализированной организации.
Однако в материалах дела заключение специализированной организации о техническом состоянии конструкций многоквартирного жилого дома отсутствует.
К тому же, как указано в акте обследования N ... от 21 ноября 2011 года, при составлении данного акта эксперты и собственники помещений данного многоквартирного жилого дома в нарушение пункта 7 Положения не приглашались. Согласно заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N ... от 21 ноября 2011 года решением межведомственной комиссии обследование жилого дома не проводилось.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемое заключение межведомственной комиссии вынесено на основании визуального осмотра, без использования инструментального контроля, какое-либо оборудование при проведении обследования не применялось, специальные замеры не проводились.
Оценив в совокупности все эти обстоятельства и представленные по делу доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком была нарушена установленная законом процедура проведения оценки помещения и требование, предусмотренное пунктом 44 вышеуказанного Положения о том, что признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
При таком положении оспариваемые заключение межведомственной комиссии и постановление Исполкома в части признания аварийным и подлежащим сносу жилого дома "адрес" нельзя признать законными.
Более того, как следует из представленного суду апелляционной инстанции акта обследования помещения N ... от 12 ноября 2015 года, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением Исполкома N ... от 23 сентября 2009 года, в соответствии с оценкой результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований технический износ жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на 12 ноября 2015 года составляет 36%.
На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию с ответчика в возврат государственной пошлины 600 рублей.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 августа 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение.
Признать незаконными заключение межведомственной комиссии от
21 ноября 2011 года о признании жилого дома "адрес" непригодным для постоянного проживания и постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 31 июля 2014 года N ... в части признания аварийным и подлежащим сносу жилого дома "адрес".
Взыскать с Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в пользу Салахутдинова Р.Г. в возврат государственной пошлины 600 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.