Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сайдашевой Э.Р.,
судей Сибгатуллиной Л.И., Терехина В.А.,
при секретаре судебного заседания Балымовой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сайдашевой Э.Р. дело по апелляционной жалобе Шафигуллина И.И. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 июля 2015 года, которым постановлено:
заявление начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония-5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан об установлении административного надзора в отношении осужденного Шафигуллина И.И., "дата" рождения, удовлетворить.
Установить в отношении Шафигуллина И.И., "дата" рождения, уроженца города "адрес", зарегистрированного и проживавшего по адресу: "адрес" - административный надзор сроком на 3 (три) года со следующими ограничениями:
- обязательная явка четыре раза в месяц в отдел Министерства внутренних дел России по месту проживания для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющимся местом жительства, с 23 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
- запрещение пребывания в местах, осуществляющих торговлю спиртосодержащей продукцией в розлив;
- запрещение выезда за пределы муниципального района по месту постоянного жительства или временного пребывания.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Шафигуллина И.И. в поддержку апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония-5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан обратилось в суд с заявлением об установлении в отношении Шафигуллина И.И. административного надзора.
В обоснование заявления указано, что приговором Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 19 мая 2010 года Шафигуллин И.И. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "а" части 3 статьи 161 и пунктом "а" части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и с применением положений части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника исправительного учреждения от 30 декабря 2010 года Шафигуллин И.И. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
Просит установить в отношении Шафигуллина И.И. административный надзор сроком на 3 (три) года и следующие административные ограничения: запрещение пребывания в местах, осуществляющих торговлю спиртосодержащей продукции в розлив; запрещение пребывания в местах проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов следующих суток; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение выезда за пределы муниципального района по месту постоянного жительства или временного пребывания.
В судебном заседании представитель Федерального казенного учреждения Исправительная колония-5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан Овчинников С.О. заявление поддержал.
Шафигуллин И.И. с заявлением не согласился.
Прокурор Камашев А.Б. полагал заявление подлежащим удовлетворению.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Шафигуллин И.И. просит решение суда отменить как незаконное, ссылается на несвоевременное извещение о времени и месте судебного заседания, не позволившее подготовиться к судебном разбирательству, а также на то, что в настоящее время находится на условно-досрочном освобождении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Шафигуллин И.И. апелляционную жалобу поддержал.
Иные лица, участвующие в деле при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явились, представителей не направили, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с этим, учитывая положения части 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Из материалов дела установлено, что приговором Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 19 мая 2010 года Шафигуллин И.И. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "а" части 3 статьи 161 и пунктами "а" и "б" части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и с применением положений части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации ему назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 сентября 2010 года приговор Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 19 мая 2010 года изменен, из приговора исключено осуждение Шафигуллина И.И. по пункту "б" части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 октября 2011 года действия Шафигуллина И.И. по приговору Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 19 мая 2010 года переквалифицированы с пункта "а" части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации на пункт "а" части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 7 марта 2011 года N26-ФЗ и ему назначено окончательное наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В соответствии с положениями статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступления, предусмотренные частью 4 статьи 158 и частью 3 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых Шафигуллина И.И. признан виновным приговором Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 19 мая 2010 года, относятся к категории тяжких и особо тяжких соответственно.
Постановлением начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония-5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан Шафигуллин И.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно характеристике на осужденного по месту отбывания наказания Шафигуллин И.И. за весь период отбывания наказания допустил 8 нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеет 8 поощрений. Администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.
Согласно пункту 1 части 1 и пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При таких обстоятельствах, поскольку Шафигуллин И.И., освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступлений и в период отбывания наказания в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония-5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан об установлении в отношении Шафигуллина И.И. административного надзора сроком на три года.
При установлении видов административных ограничений, судом первой инстанции учтены обстоятельства дела, связанные с личностью Шафигуллина И.И., его поведение в период отбывания наказания, характеристика исправительного учреждения.
С такой оценкой суда соглашается и судебная коллегия, приходя к выводу об обоснованности установленных административных ограничений.
Ссылка апелляционной жалобы на несвоевременное извещение о времени и месте судебного заседания, не позволившее подготовиться к судебном разбирательству, судебной коллегией отклоняется, поскольку в материалах дела имеется расписка о том, что о времени и месте судебного заседания, назначенного на 3 июля 2015 года, Шафигуллин И.И. извещен 22 июня 2015 года, то есть заблаговременно, данный срок судебная коллегия считает достаточным для подготовки к делу.
Довод апелляционной жалобы о том, что в настоящее время Шафигуллин И.И. находится на условно-досрочном освобождении, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Постановлением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 19 августа 2015 года Шафигуллин И.И. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на 3 месяца 8 дней.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы.
С учетом того, что в силу части 7 статьи 79 УК РФ при уклонении указанного лица от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении, а также при совершении им до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания административного правонарушения или преступления, условно-досрочное освобождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания, административный надзор к данному лицу не может быть применен до истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.
Таким образом, административный надзор не может быть установлен в отношении лица, освобожденного условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Поскольку на момент рассмотрения данного дела судом первой инстанции Шафигуллин И.И. отбывал наказание и условно-досрочно освобожден не был, правовые основания для установления административного надзора имелись.
Вместе с тем, поскольку после принятия решения суда об установлении административного надзора Шафигуллин И.И. был условно-досрочно освобожден, исчисление срока административного надзора и действие административных ограничений начинается после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 3 июля 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шафигуллина И.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.