Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего - Матакаевой С.К.,
судей: Сыч О.А., Маковой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Бондаренко Я.В.,
рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 июля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Асланукова Р.Х. к администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об обязании перечислить на его счет социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения представителя Асланукова Р.Х. - Галустян Ф.Ш., действующей на основании доверенности N ... от 02 июня 2015 года, представителя министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-черкесской Республики - Гетманской А.А., действующей на основании доверенности N N ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аслануков Р.Х. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об обязании перечислить на его счет социальную выплату на приобретение жилого помещения. В обоснование требований указал, что 27 октября 2014 года его семье было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере "данные изъяты" на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, как участнику районной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" федеральный целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. 28 октября 2014 года им был открыт к Карачаево-Черкесском отделении N 8585 Сберегательного банка России ОАО (далее - Банк) блокированный лицевой счет и сдано указанное свидетельство для проведения соответствующей проверки. 16 декабря 2014 года в целях реализации права на получение социальной выплаты между членами семьи Асланукова Р.Х. и "ФИО"8 был заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" в соотвестии с которым часть средств должна была быть перечислена согласно свидетельству о праве на получение социальной выплаты с вышеуказанного блокированного счета в установленные сроки с момента предоставления договора купли-продажи и свидетельства о государственной регистрации права. При обращении в Банк, ему в устной форме пояснили, что администрация Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики денежные средства не перечислила, но причину не сообщили. Считает действия ответчика незаконными, поскольку сроки для перечисления денежных средств не истекли, а основания для отказа в их перечислении отсутствуют. Просит суд обязать администрацию Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики перечислить на счет, открытый на его имя в Карачаево-Черкесском отделении N 8585 Сберегательного банка России ОАО социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере "данные изъяты" рублей.
Представитель ответчика - администрация Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики представила в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении требований Асланукова Р.Х.
В судебном заседании представители истца Асланукова Р.Х. - Галустян Ф.Ш. и Айбазова Ш.З. полностью поддержали исковые требования истца и просили их удовлетворить.
Истец Аслануков Р.Х., представитель администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и представитель Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили и доказательств их уважительности не представили, ходатайств об отложении или рассмотрении дела без их участия не заявляли, хотя были извещены своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Решением Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 июля 2015 года исковые требования Асланукова Р.Х. удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, администрация Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики обратилась с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование указывает, что администрация Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики не может выполнить требования истца без соответствующего софинансирования из федерального бюджета. Кроме того, решением Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 июля 2015 года были затронуты права и законные интересы Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи и министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, которые не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
В суде апелляционной инстанции представитель министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики Гетманская А.А. просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца Асланукова Р.Х. - Галустян Ф.Ш. просила решение оставить без изменения, а жалобу администрация Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики без удовлетворения.
Представитель администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы не явилась, согласно телефонограмме просила рассмотреть жалобу без ее участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 июля 2015 года.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось ответчиком, что семья Асланукова Р.Х., в составе: Аслануков Р.Х. (истец), "ФИО"10, "ФИО"11 и "ФИО"12, была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и полностью соответствовала требованиям, предъявляемым к молодой семье - участнице подпрограммы на получение социальной выплаты и признана участником районной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".
27 октября 2014 года семья Асланукова Р.Х. получила свидетельство серии N ... о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Согласно указанного свидетельства, семья Аслануковых является участницей районной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", в соответствии с условиями этой Программы предоставляется социальная выплата в размере "данные изъяты" на приобретение (строительство) жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики.
28 октября 2014 года Аслануков Р.Х. в Карачаево-Черкесском отделении N 8585 Сберегательного банка России ОАО открыл блокированный банковский счет N ... для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат по указанной целевой программе.
16 декабря 2014 года семья Асланукова Р.Х. заключила договор купли- продажи жилого дома и земельного участка с "ФИО"8, в котором указана оценка объектов "данные изъяты"), и что часть суммы в размере "данные изъяты", будет перечислена из средств федерального бюджета, согласно свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 27 октября 2014 года серии АА N ... При обращении в Банк, Асланукову Р.Х. в устной форме пояснили, что администрация Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики денежные средства не перечислила, но причину не сообщили.
22 декабря 2014 года Аслануковы получили свидетельство о государственной регистрации права по ? доли на каждого члена семьи, из чего следует, что жилой дом и земельный участок были приобретены ими в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".
В судебном заседании установлено, что Аслануковы не могут исполнить свои обязательства по договору перед продавцом "ФИО"8 в полном объеме, так как на расчетный счет продавца так и не перечислена сума в размере "данные изъяты" рублей.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования Асланукова Р.Х., обосновано учитывал правовую позицию, сформированную Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 27 мая 2010 года по делу N 738 - О - О, согласно которой, закрепив право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации вправе, как это следует из ст. 38 (ч. 1), 40 и 114 (подп. "в" и "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплат.
Суд указал, что поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации уполномочивает органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище посредством использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть цели использования данной выплаты, что и было реализовано Правительством Российской Федерации в пункте 2 данных Правил.
Согласно разделам II, V Подпрограммы ее целью является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и она реализуется путем предоставления молодым семьям - участницам Подпрограммы социальных выплат. В связи с этим социальные выплаты предоставляются для улучшения жилищных условий молодых семей, в том числе обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы, и последующего снятия таких семей с учета.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Правительство Российской Федерации, действуя в соответствии со своими полномочиями, предусмотренными пунктами "в" и "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, абзацами третьим и пятым части первой статьи 13 и абзацами вторым и седьмым статьи 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в рамках осуществления нормативно-правового регулирования в социальной сфере общественных отношений, в целях содействия решению жилищных проблем молодой семьи утвердило Правила, регламентирующие предоставление этим семьям социальной выплаты (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 15 января 2015 года N О и другие).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 08 июля 2014 года N 21-П, социальная выплата, предоставляемая за счет средств бюджетных ассигнований молодым семьям, в том числе имеющим детей, в рамках подпрограммы по своей правовой природе является мерой государственной поддержки молодых семей, направленной на создание условий для осуществления ими конституционного права на жилище.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств и вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что требования Асланукова Р.Х. к администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики об обязании перечислить на его счет социальную выплату на приобретение жилого помещения подлежат удовлетворению.
Довод жалобы о том, что администрация Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики не может выполнить требования Асланукова Р.Х. без соответствующего софинансирования из федерального и республиканского бюджетов, является необоснованным и не соответствует целям Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ, а также смыслу статьи Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Суд первой инстанции полно и объективно исследовал материалы дела, правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установилфактические обстоятельства, верно применил материальный закон. Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабезского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 июля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.