Решение Калининградского областного суда от 19 ноября 2015 г.
(Извлечение)
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Евченко М.И. Дело N 7А-387/2015
РЕШЕНИЕ
"19" ноября 2015 года г.Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.
при секретаре - Зининой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО Управляющая компания "Теплостан" Боровлева А.Н. на не вступившее в законную силу решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 24 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, в отношении Боровлева А.Н.
Исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 27 января 2015 года генеральному директору ООО Управляющая компания "Теплостан" Боровлеву А.Н. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, выразившихся в том, что 17 декабря 2014 года в 16.30 часов при обследовании территории в г.Балтийске установлено, что контейнер ТБО в районе дома 14 по ул.Серебровской и дома 18 по Гвардейскому бульвару установлен без соответствующего согласования с санэпидемстанцией, администрацией, МКП " В." (в управлении которого находятся контейнерные площадки), а также в месте, не оборудованном под установку контейнера.
В жалобе на указанное постановление генеральный директор ООО Управляющая компания "Теплостан" Боровлев А.Н. просил его отменить, ссылаясь, в частности, на принятие им надлежащих мер для согласования установки контейнеров.
Решением судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 24 августа 2015 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе на состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении акты Боровлев А.Н. просит их отменить, настаивая на принятии им исчерпывающих мер по согласованию установки контейнеров.
Проверив законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на него, суд находит их подлежащими изменению.
Как следует из материалов дела, генеральный директор ООО Управляющая компания "Теплостан" Боровлев А.Н. привлечен к административной ответственности за допущенные им нарушения требований пп. 4.2 и 4.7 Правил благоустройства и санитарного содержания МО "город Балтийск", утвержденных решением Балтийского городского совета депутатов от 29 сентября 2009 года N, и фактически за установку контейнеров для ТБО в месте, не оборудованном под установку контейнеров, и без согласования с уполномоченными органами.
Факт совершения вышеописанных действий подтвержден материалами дела и по сути не оспаривается Боровлевым А.Н., который ссылается лишь на принятие им достаточных мер к соблюдению требований законодательства при установке контейнеров.
Однако имеющаяся в деле переписка между ООО "Теплостан" и заинтересованными органами свидетельствует о том, что определенная длительность разрешения вопроса о согласовании мест установки контейнеров была обусловлена несогласием управляющей компании с размером платы услуг по сбору и вывозу ТБО, что само по себе не свидетельствует о возникновении законного права на установку контейнеров в необорудованном месте и без надлежащих согласований.
Вместе с тем, с квалификацией его действий по ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях нельзя согласиться по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) административная ответственность была установлена за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по организации уборки и содержанию территорий, порядку сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления.
Вместе с тем, из примечания к ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях следовало, что предусмотренные настоящей статьей меры административной ответственности не применяются к правоотношениям, урегулированным федеральным законодательством в сфере экологических, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных требований, а также правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч.ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории й населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта, площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В силу п. 2.2.3 этих же Санитарных правил размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидемстанциями.
Норма, аналогичная п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88, также содержится в п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2645-10.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов потребления установлена административная ответственность статьей 8.2 КоАП РФ.
Таким образом, правила и нормы, предъявляемые к организации уборки и содержанию территорий, в том числе к сбору бытовых отходов в границах муниципальных образований, обстоятельно урегулированы обозначенными выше Федеральными законами и нормативными актами, соблюдение которых обеспечивается административной ответственностью, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного и исходя из установленных по делу обстоятельств действия Боровлева А.Н. подлежат квалификации по ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает аналогичное наказание, как и санкция части 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции на момент совершения правонарушения), в связи с чем суд не усматривает достаточных оснований для изменения размера назначенного Боровлеву А.Н. административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление ведущего консультанта административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 27 января 2015 года и решение судьи Балтийского городского суда Калининградской области от 24 августа 2015 года изменить: переквалифицировать действия генерального директора ООО Управляющая компания "Теплостан" Боровлева А.Н. с ч. 1 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции Закона Калининградской области от 20 февраля 2014 года N 300) на ст. 8.2 КоАП РФ.
В остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.