Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., при секретаре Дегтяревой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С.А. по жалобе Костянникова С.А. на решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 06 октября 2015 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору Т.В.В ... N170068 от 28 июля 2015 года директор муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянников С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 06 октября 2015 года постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору от 28 июля 2015 года оставлено без изменения, жалоба директора МОУ "Мирнинская СОШ" Костянников С. А. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Челябинский областной суд, Костянников С.А. просит судебное решение отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то обстоятельство, что с учетом отсутствия умысла на совершение административного правонарушения и причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям наказание несоразмерно, у судьи имелись все основания для применения нормы КоАП РФ о малозначительности.
Костянников С.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель отдела надзорной деятельности N 17 по пожарному надзору ГУ МЧС России по Челябинской области, представитель ГУ МЧС России по Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав Костянникова С.А., проверив доводы жалобы, изучив материалы дела в полном объеме, нахожу решение судьи районного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность наступает за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Статьей 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 02 июля 2015 года на основании распоряжения от 29 мая 2015 года N 92 была проведена плановая выездная
проверка соблюдения МОУ "Мирнинская СОШ" требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности в здании и помещениях Муниципального общеобразовательного учреждения "Мирнинская средняя
общеобразовательная школа" по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Мирный ул. Школьная, 6, а именно:
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения кровли здания с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки), чем нарушены положения постановления Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года ППР РФ п.21;
- не проведена проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций сценической коробки в помещении актового зала (зала столовой) с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки), чем нарушены положения постановления Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года ППР РФ п.21;
- помещение спортзала не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, чем нарушен ФЗ N123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 04 июля 2008 года, статья 4; статья 6;статья 54; СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические, приложение А, таблица А1 п.9; таблица A3 п.38;
- допускается складирование (хранение) горючих материалов (учебного инвентаря - плакатов, книг, картонных коробок и других горючих предметов) на деревянных стеллажах в помещении оружейной (N 31 по техническому паспорту). Дверь данного помещения не имеет нормируемого предела огнестойкости не менее Е1 30, чем нарушен ФЗ N123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 04 июля 2008 года ст.4, ст.6, ст. 87, ст. 88., таблица 23, таблица 24, СП 4.13130.2013 Ограничение распространения пожара на объектах защиты, п. 5.6.4 I СП 2.13130.2009 Обеспечение огнестойкости объектов защиты п. 6.8.19;
- заполнение проема в противопожарной преграде между помещением библиотеки I (помещение N14 по техническому паспорту) и помещением читального зала (помещение N17 по техническому паспорту) выполнено деревянной дверью, не имеющей требуемого предела огнестойкости не менее Е1 30, при этом заполнение проема в противопожарной преграде (перегородке), отделяющей помещение читального зала от коридора третьего этажа школы, выполнено деревянной дверью, не имеющей требуемого предела огнестойкости не менее Е1 30, чем нарушен ФЗ N123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 04 июля 2008 года ст.4, ст.6, ст. 87, ст. 88., таблица 23, таблица 24, СП 4.13130.2013 Ограничение распространения пожара на объектах защиты п. 5.6.4.
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа для должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности в здании и помещениях Муниципального общеобразовательного учреждения "Мирнинская средняя
общеобразовательная школа" по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п. Мирный ул. Школьная, 6, а именно:
пожарные шкафы кранов внутреннего противопожарного водопровода, расположенных в лестничных клетках, на 1, 2 и 3-м этажах здания, предназначенные для размещения пожарных рукавов, выполнены из горючих материалов, (деревянные), чем нарушены положения постановления Правительства РФ N390 от 25.04.2012 года, Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п. 57; Федерального закона N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 04 июля 2008 года ст. 107;
- пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода, расположенный в помещении N33 по техническому паспорту размещен не в шкафчике, выполненном из негорючего материала, приспособленном для проветривания и опломбирования. Пожарный кран не укомплектован пожарным рукавом, ручным пожарным стволом и вентилем, чем нарушен Федеральный закон N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 04 июля 2008 года ст. 4, ст. 6, ст. 107, СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод п. 4.1.14 постановление Правительства РФ N390 от 25.04.2012 года. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 57;
не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода с оставлением соответствующего акта. Проверка должна проводиться не реже 2-х раз в год весной и осенью, чем нарушено постановление Правительства РФ N 390 от 25.04.2012 года. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, п. 55;
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
Кроме того, в ходе проверки установлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно, в здании и помещениях Муниципального общеобразовательного учреждения "Мирнинская средняя
общеобразовательная школа":
- на путях эвакуации в коридоре 3-го этажа допускается применение материала покрытия пола (линолеум) с классом пожарной опасности выше чем КМ 2, чем нарушен ФЗ N123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 04 июля 2008 года ст.4, ст.6, таблица 28, СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы п. 4.3.2;
не обеспечено исправное состояние элементов системы противопожарной защиты объекта - автоматической пожарной сигнализации, расположенных в коридоре выхода из спортзала наружу, а именно, на одном из дымовых пожарных извещателей отсутствует (снят) корпус, чем нарушены положения постановления Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года ППР РФ п. 61.
Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности подпадают под действие части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность для должностных лиц в виде административного штрафа - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
В связи с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" 23 июля 2015 года государственным инспектором отдела надзорной деятельности N17 по пожарному надзору П.А.А ... составлены протоколы N246, N247, N248 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
28 июля 2015 года заместитель главного государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору Т.В.В.., рассмотрев протоколы N 246, N 247, N 248 об административных правонарушениях, и материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания N 170067, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N 170067.
Факт допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С.А. подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями, указанными в протоколах N246, N247, N248 об административных правонарушениях, акте проверки от 02 июля 2015 года, распоряжением от 29 мая 2015 года N92, представлением N170067 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, приказом Управления образования администрации Сосновского муниципального района N34-к от 24.10.2011 года, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, и иными материалами дела, которые получили надлежащую оценку при вынесении постановления и решения.
Выводы суда о доказанности вины директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С. А. в совершении административных правонарушений, предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
При рассмотрении жалобы директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С. А. на постановление заместителя главного государственного инспектора ОНД N17 по пожарному надзору Т.В.В ... N170068 от 28 июля 2015 года дело проверено в полном объеме, в решении от 06 октября 2015 года судом дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С.А. к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Требования статей 10, 12, 13, 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки соблюдены. Оснований предусмотренных статьей 20 указанного Закона влекущих недействительность результатов проверки по делу не установлено.
Выявленные в ходе проверки в помещениях нарушения требований пожарной безопасности обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства, зафиксированы в постановлении о назначении административного наказания.
Объективная сторона правонарушения, заключающаяся в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности, по делу установлена. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
При этом с субъективной стороны нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности в помещении, на момент проверки директором муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянниковым С.А. не оспаривались, заявителем не опровергнуты, устранение их входит в обязанности указанного лица. Оснований не доверять сведениям инспектора по пожарному надзору о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, не имеется.
Доводы жалобы о том, что с учетом отсутствия умысла на совершение административного правонарушения и причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям наказание несоразмерно, у судьи имелись все основания для применения нормы КоАП РФ о малозначительности, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о том, что Костянниковым С.А. были приняты в полной мере все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений правил пожарной безопасности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, директором муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянниковым С.А. не представлено.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица органа пожарного надзора и суда о виновности директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С.А. в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, основанием к отмене состоявшихся по делу решений не являются, поскольку по существу направлены на переоценку обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и незаконности вынесенных по делу решений.
Занимая помещение муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" и используя его по назначению в качестве образовательного учреждения, директор Костянников С.А. в любом случае обязан обеспечить эксплуатацию указанного помещения с соблюдением действующих норм и правил в области пожарной безопасности, а при невозможности соблюдения соответствующих норм -самостоятельно прекратить эксплуатацию помещения.
Вопреки утверждению доводов жалобы, отсутствие причинения вреда охраняемым общественным интересам не свидетельствует о малозначительности совершенного юридическим лицом правонарушения. Наоборот, с учетом характера правонарушения, степени его реальной угрозы
для жизни и здоровья людей, общественной опасности, конкретных обстоятельств дела, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения не имеется.
Срок и порядок привлечения директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С.А. к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления и судебного решения, не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, требования жалобы об отмене судебного решения не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
решение судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 06 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С.А. оставить без изменения, жалобу директора муниципального образовательного учреждения "Мирнинская средняя общеобразовательная школа" Костянникова С.А. - без удовлетворения.
Судья:
А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.