Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Митрофановой О.А.,
судей Терехиной Н.В., Гончаренко Ю.Ю.,
при секретаре Бойченко Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Увельского муниципального района Челябинской области на решение Увельского районного суда Челябинской области от 06 августа 2015 года по иску прокурора Увельского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, администрации Увельского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности прекратить вывоз и складирование твердых бытовых отходов на земельный участок, о возложении обязанности утилизировать и переработать твердые бытовые отходы, ликвидировав свалку на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Митрофановой О.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения прокурора Минкиной Л.В., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Увельского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области прекратить вывоз и складирование твердых бытовых отходов на земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м; возложении обязанности на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области в срок до 01 мая 2016 года утилизировать и переработать твердые бытовые отходы, ликвидировав свалку на указанном земельном участке, а также провести рекультивацию на данном земельном участке.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе
проведения прокуратурой Увельского района Челябинской области проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области установлено, что на территории Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области расположена свалка твердых бытовых отходов. Указанная свалка используется, как полигон твердых бытовых отходов. Использование указанного выше земельного участка для размещения твердых бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиоглогическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. На момент осмотра территории свалки установлено, что она не соответствует требованиям ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 годаN 16.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца -прокурор Рязанов И.С. заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков администрации Увельского муниципального района Челябинской области Пищальников С.Н., администрации Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области Волков А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Указали на то, что указанный земельный участок специально отведен для размещения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов и является единственным местом, где возможно временное хранение твердых бытовых отходов. Денежные средства для строительства полигона на сегодняшний день не выделены.
Суд постановилрешение, которым исковые требования прокурора Увельского района Челябинской области удовлетворил. Возложил на администрацию Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области обязанность прекратить вывоз и складирование твердых бытовых отходов на земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м. Возложил на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области обязанность в срок до 01 мая 2017 года утилизировать и передать твердые бытовые отходы,
ликвидировав свалку на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу, а также провести рекультивацию на данном земельном участке.
В апелляционной жалобе администрация Увельского муниципального района Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд не учел, что земельный участок по указанному выше адресу специально отведен для размещения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов и является единственным местом в с. Хомутинино Увельского района Челябинской области, где возможно временное хранение твердых бытовых отходов, поэтому на него нельзя распространять требования, предъявляемые к полигонам. Также судом не учтено, что прекращение вывоза и складирования твердых бытовых отходов на данный земельный участок повлечет еще большие негативные последствия для окружающей среды и населения, так как отсутствует другой объект размещения бытовых отходов. Указывает. на то, что суд необоснованно возложил на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области обязанность по утилизации и передаче твердых бытовых отходов, ликвидации свалки на земельном участке, а также по рекультивации земельного участка, поскольку такие обязанности в полномочия администрации не входят. Кроме того, администрация Увельского муниципального района Челябинской области не является собственником указанного земельного участка. Судом не принято во внимание решение Увельского районного суда Челябинской области от 21 апреля 2009 года, согласно которому на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области уже возложена обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, а также возложена обязанность на администрацию Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Ответчики о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора Минкиной Л.В., проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений истца на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению ввиду неправильного применения норм материального права.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Кроме того, в ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрена возможность временного складирования отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения саниторно-эпидемиологического благополучия населения, в целях дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, используется для складирования на нем твердых бытовых отходов (л.д. 7-10).
Указанный земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, и на основании постановления Главы Увельского муниципального района Челябинской области N 987 от 03 декабря 2008 года передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации Хомутининского сельского поселении Увельского муниципального района Челябинской области (л.д. 84). При этом, в свидетельстве о государственной регистрации данного права указано, что данный земельный участок относиться к категории земель - земли населенных пунктов - для размещения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов.
Оценив пояснения сторон и представленные сторонами доказательства,
суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что свалка твердых бытовых отходов на территории земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование администрации Хомутининского сельского поселении Увельского муниципального района Челябинской области, не является законным объектом для размещения и складирования твердых бытовых отходов. При этом, суд правильно исходил из того, что земельный участок по указанному выше адресу используется с нарушением требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 годаN 16.
В связи с изложенным, суд обоснованно, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", возложил на администрацию Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области обязанность прекратить вывоз и складирование твердых бытовых отходов на земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., а на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области -обязанность по ликвидации в срок до 01 мая 2017 года свалки на указанном выше земельном участи, а также рекультивации данного земельного участка.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы администрации Увельского муниципального района Челябинской области о том, что земельный участок по указанному выше адресу специально отведен для размещения площадки для временного хранения твердых бытовых отходов и является единственным местом в с. Хомутинино Увельского района Челябинской области, где возможно временное хранение твердых бытовых отходов, поэтому на него нельзя распространять требования, предъявляемые к полигонам, являются необоснованными. При рассмотрении дела судом установлено, что с указанного земельного участка твердые бытовые отходы ни разу не вывозились, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что данная свалка не является местом для временного накопления твердых бытовых отходов.
г К f
Ссылка ответчика - администрации Увельского муниципального района Челябинской области в апелляционной жалобе на то, что прекращение вывоза и складирования твердых бытовых отходов на данный земельный участок повлечет еще большие негативные последствия для окружающей среды и населения, так как отсутствует другой объект размещения бытовых отходов, не является основанием для отмены решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного спора.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация Увельского муниципального района Челябинской области не является собственником указанного выше земельного участка, не влияет на правильность выводов суда по существу спора, поскольку решение об использовании указанного земельного участка - для хранения твердых бытовых отходов приняла администрация Увельского муниципального района Челябинской области, к полномочиям которой в соответствии с действующим законодательством относиться организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованное непринятие судом первой инстанции во внимание решения Увельского районного суда Челябинской области от 21 апреля 2009 года, является несостоятельной, поскольку из указанного решения суда следует, что судом были рассмотрены другие требования прокурора Увельского района Челябинской области (л.д. 80-83).
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области обязанности утилизировать и передать твердые бытовые отходы, находящиеся на указанном выше земельном участке, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Исходя из указанных выше норм законодательства органы местного самоуправления самостоятельны, в связи с чем администрация Увельского муниципального района Челябинской области вправе самостоятельно определить и осуществить круг мероприятий при ликвидации свалки на земельном участке, расположенном по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на администрацию Увельского муниципального района обязанности по утилизации и передаче твердых бытовых отходов, находящихся на указанном выше земельном участке. В связи с чем, решение суда подлежит изменению.
При этом, решение суда о возложении на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области обязанности ликвидировать свалку на указанном выше земельном участке является верным, соответствует положениям ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", относящим к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Также суд обоснованно, на основании ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" возложил на администрацию Увельского муниципального района Челябинской обязанность по рекультивации данного земельного участка, поскольку решение о незаконном использовании указанного земельного участка - для хранения твердых бытовых отходов приняла администрация Увельского муниципального района Челябинской области. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы в данной части являются необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Увельского районного суда Челябинской области от 06 августа 2015 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Исковые требования прокурора Увельского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, администрации Увельского муниципального района Челябинской области удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области обязанность прекратить вывоз и складирование твердых бытовых отходов на земельный участок, расположенный по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м.
Возложить на администрацию Увельского муниципального района Челябинской области обязанность в срок до 01 мая 2017 года ликвидировать свалку на земельном участке, расположенном по адресу: ****, с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м, провести рекультивацию данного земельного участка.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Увельского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц отказать.
В остальной части апелляционную жалобу администрации Увельского муниципального района Челябинской области оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.