Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Шушкевич О.В., Козиной Н.М.,
при секретаре Усовой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Имангулова Ф.С. на решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 10 августа 2015 года по иску Имангулова Ф.С. к Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Имангулов Ф.С. обратился в суд с иском к Администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области о взыскании ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за ноябрь 2013 года в размере *** руб.
В обоснование заявленных требований Имангулов Ф.С. указал на то, что в период с 1996 года по 2005 год являлся выборным должностным лицом, Главой Кунашакского муниципального района Челябинской области. С апреля 2012 года ему выплачивалась ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. Решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области N 112 от 30 октября 2013 года выплата указанной доплаты ему была прекращена с 01 ноября 2013 года. С прекращением выплаты доплаты он не согласен.
Стороны в судебном заседании участие не принимали.
Суд принял решение, которым в удовлетворении исковых требований Имангулову Ф.С. отказал.
В апелляционной жалобе Имангулов Ф.С. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Указывает на то, что получал доплату к трудовой пенсии на законных основаниях до внесения изменений в Устав Кунашакского
муниципального района района, в связи с чем доплата должна быть сохранена.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 26 декабря 1996 года по 22 марта 2005 года истец замещал выборные должности, полномочия Главы Кунашакского муниципального района Челябинской области. С 01 апреля 2012 года ему была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости в размере *** руб.
Законом Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" определены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаемые уставами муниципальных образований, на территории Челябинской области.
22 февраля 2012 года Законом Челябинской области N 282-30 в статью 7 названного Закона внесены изменения и установлены гарантии трудовых прав депутата, члена выборного органа местного самоуправления: гражданин Российской Федерации, осуществлявший полномочия депутата или члена выборного органа местного самоуправления на постоянной основе, в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на выплачиваемую за счет средств местного бюджета ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". Ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается в следующем размере: при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий депутата в течение одного созыва представительного органа местного самоуправления, но не менее трех лет - 20 %, в течение двух и более созывов, но не менее семи лет - 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности; при осуществлении лицом, указанным в абзаце первом настоящей части, полномочий члена выборного органа местного самоуправления не менее трех лет - 20 %, не менее семи лет - 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности. Размер ежемесячной доплаты к трудовой
з /Ь пенсии увеличивается на районный коэффициент (часть 2 статьи 7).
На основании вышеназванного закона Решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 19 сентября
2012 года N 86 утверждено Положение об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. Пунктом 2 Положения предусмотрено, что право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии имеют граждане Российской Федерации, осуществляющие полномочия депутата на постоянной основе и лица, осуществляющие полномочия выборного должностного лица местного самоуправления.
При осуществлении выборным лицом полномочий в течение одного полного срока, устанавливается в размере 20 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности; при осуществлении выборным лицом полномочий в течение двух и более сроков - 40 % ежемесячного денежного вознаграждения по замещаемой должности на момент увольнения с должности
Решением Челябинского областного суда от 15 мая 2013 года, вступившим в законную силу 28 августа 2013 года, удовлетворено заявление Прокурора Челябинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими чч. 1 - 3 ст. 7 и ч. 1 - 3 ст. 17 Закона Челябинской области от 27 марта 2008 года N 245-30 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления".
Законом Челябинской области от 26 сентября 2013 года N 538-30 о внесении изменений в Закон Челябинской области "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления" статьи 7 и 17 исключены.
На основании вышеуказанного закона Решением Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 30 октября
2013 года N 112 признано утратившим силу решение Собрания депутатов Кунашакского муниципального района Челябинской области от 19 сентября 2012 года N 86 об утверждении положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
На основании изложенного, выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Имангулову Ф.С. прекращена с 01 ноября 2013 года.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставляемые за счет средств местного
бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления, который вправе, но не обязан, за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в этом субъекте дополнительного обеспечения к применяемым в отношении этих лиц обязательным трудовым пенсиям.
Данные выводы судебная коллегия находит правильными, так как они основаны на анализе действующего законодательства и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Борисова Ю.П. о праве на доплату к трудовой пенсии, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч. 9 ст. 34, ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В данном случае установление ежемесячной доплаты к трудовым пенсиям муниципальных служащих являлось дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления за счет средств Верхнеуральского муниципального района. Доплата к пенсии является дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии
обеспечением бывших муниципальных служащих. В силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат, их размера, отмены выплат, трудовые права истца или конституционное право на получение пенсии не нарушается. Орган местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия вышеуказанных доплат за счет собственных средств, исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей своим нормативным актом.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что решение принято в соответствие с обстоятельствами дела, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в своих определениях, согласно которой в законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает.
Приведенная правовая позиция - с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих - в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим. В данном случае предоставляемые за счет средств местного бюджета доплаты к пенсии лицу, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления, являются дополнительными помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, относится к компетенции органа местного самоуправления.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Жалоба не содержит каких-либо обстоятельств, неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунашакского районного суда Челябинской области от 10 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Имангулова Ф.С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.