Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Богданова В.В., поступившую 06 ноября 2015 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 июня 2015 года по делу по иску Богданова В.В. к ОАО "Чрезвычайная страховая компания" о взыскании недоплаченной страховой выплаты, неустойки, штрафа,
установил:
Богданов В.В. обратился в суд с иском к ОАО "Чрезвычайная страховая компания" о взыскании недоплаченной страховой выплаты в сумме ***., неустойки в размере ***., штрафа в размере 50 % от взысканных судом сумм. В обоснование заявленных требований истец указывал, что он проходил службу в пожарной части N 17 специального отдела N 5 Специального управления ФПС N 50 МЧС России в должности инструктора профилактики пожаров. Приказом от 04 мая 2011 года N 100-НС он был уволен со службы по сокращению штатов. Приказом от 26 апреля 2012 года N 76-НС в указанный приказ внесены изменения в части основания увольнения, в соответствии с которыми постановлено считать Богданова В.В. уволенным по ограниченному состоянию здоровья. 29 августа 2011 года истцу установлена инвалидность 3-й группы. 20 мая 2012 года страховщик ОАО "Чрезвычайная страховая компания" выплатил истцу страховое возмещение в размере ***., что составило 25 окладов месячного денежного содержания по ранее занимаемой должности. Истец полагал, что страховая выплата должна быть произведена с учетом положений ст. 5 Федерального закона РФ N 52-ФЗ от 28 марта 1998 года (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года), согласно которой размер страховой суммы в случае установления застрахованному лицу инвалидности 3-й группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы до истечения одного года после его увольнения с военной службы, составляет 500 000 руб.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований Богданова В.В. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 июня 2015 года решение Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Богданов В.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
При разрешении спора суд руководствовался положениями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел российской федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 года N 86-ФЗ, действовавшей в момент наступления страхового случая.
В силу абзаца третьего ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в указанной редакции, одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 5 закона, размер страховых сумм, выплачиваемых застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, определялся исходя из установленной застрахованному лицу группы инвалидности и месячного оклада военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица, в соответствии с занимаемой воинской должностью (штатной должностью) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (специальным званием), составляющих оклад месячного денежного содержания военнослужащего или приравненного к нему в обязательном государственном страховании лица.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Богданов В.В. проходил службу в пожарной части N 17 специального отдела N 5 Специального управления ФПС N 50 МЧС России в должности инструктора профилактики пожаров.
Приказом ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 50 МЧС России" от 04 мая 2011 года N 100-НС истец был уволен со службы по п. "е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 по сокращению штатов.
Согласно п.2.2 и п. 14 Государственного контракта от 11 января 2011 года N 1/202-5803, заключенного между МЧС России и ОАО "ЧСК", истец являлся застрахованным лицом.
Приказом от 26 апреля 2012 года N 76-НС в Приказ от 04 мая 2011 года N 100-НС внесены изменения в части основания увольнения Богданова В.В., постановлено считать его уволенным по пункту "з" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья.
29 августа 2011 года истцу установлена инвалидность 3-й группы, в качестве причины установления инвалидности указано заболевание, полученное в период военной службы.
04 мая 2012 года в адрес ОАО "Чрезвычайная страховая компания" был направлен пакет документов для решения вопроса о выплате Богданову В.В. страховой суммы.
29 мая 2012 года страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере ***., что составило 25 окладов месячного денежного содержания по занимаемой им перед увольнением со службы должности.
Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, которые вступили в силу с 1 января 2012 года.
Согласно внесённым изменениям, страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу при наступлении страховых случаев, установлены в фиксированном размере в зависимости от установленной застрахованному лицу группы инвалидности.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховые суммы выплачиваются в следующих размерах: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей, инвалиду II группы - 1 000 000 рублей, инвалиду III группы - 500 000 рублей.
Судом принято во внимание, что положения Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, устанавливающие страховые суммы в фиксированном размере, применяются к страховым случаям, наступившим с 01 января 2012 года.
Суд пришел к правомерному выводу о том, что истец не имеет права на страховую выплату в фиксированном размере, предусмотренном п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ), поскольку 3-я группа инвалидности Богданову В.В. установлена 29 августа 2011 года.
Доводы кассационной жалобы о не применении судами положений п. 2 ст. 5 закона, согласно которым страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы, основаны на неверном толковании данной нормы, поскольку указанная норма направлена на необходимость индексации выплачиваемых страховых сумм с учетом уровня инфляции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом изучения судов обеих инстанций, направлены на оспаривание их выводов, а также иное толкование норм материального права. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы кассационной жалобы не содержат.
Положениями статей 378, 386, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, а также установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных постановлений допущено не было.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы принципу правовой определённости не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Богданова В.В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 23 декабря 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 июня 2015 года по делу по иску Богданова В.В. к ОАО "Чрезвычайная страховая компания" о взыскании недоплаченной страховой выплаты, неустойки, штрафа, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.