Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Канивец Т.В., Раскатовой Н.Н.,
при секретаре Бараксанове И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Журавлевой Т.Г.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Асмоловой О.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015г., которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Асмоловой О.С. - отказать.
установила:
Истица Асмолова О.С. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ), в котором просила признать незаконным Решение ДЖО МО РФ N*** от 18.06.2014г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; обязании повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований истица указал, что *** года досрочно уволена с военной службы. При этом на момент увольнения, будучи нуждающейся в жилом помещении, жильем по линии Министерства обороны обеспечена не была, в связи с чем обратилась к ответчику с заявлением о принятии на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решением ДЖО МО РФ N*** от 18.06.2014г. Асмоловой О.С. было отказано в принятии её на жилищный учет в связи с тем, что истица на момент увольнения с военной службы нуждающейся в постоянном жилом помещении не признавалась.
Истица Асмолова О.С. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Ворожбит В.М., поддержавшего заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ДЖО МО РФ, будучи извещенным, явку представителя в суд не обеспечил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истица Асмолова О.С., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм процессуального права, а также указывая на не соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом по делу установлено, что приказом командира войсковой части *** по личному составу от 06 апреля 2011г. Асмолова О.С. досрочно уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга - ***лет.
На момент увольнения Асмолова О.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась, на жилищном учете в войсковой части не состояла.
После увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации Асмолова О.С. обратилась в ДЖО МО РФ с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обеспечении её соответствующим жилым помещением.
Решением ДЖО МО РФ N*** от 18.06.2014г. года Асмоловой О.С. отказано в принятии на учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что до увольнения Асмолова О.С. не была признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Асмоловой О.С. о признании за ней права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, обязании ДЖО МО РФ поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке суд исходил из отсутствия к тому предусмотренных законом оснований.
В соответствии ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания предоставления жилых помещения по договору социального найма военнослужащим, как отдельной категории граждан, регулируется Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 1 пункта 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 3, 12, 15 указанного пункта Федерального закона Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания лиц, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Данных Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Из материалов дела усматривается, что прапорщик Асмолова О.С. была уволена с военной службы с *** года в связи организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность службы Асмоловой О.С. на момент увольнения составила ***лет *** дня.
Согласно документов из личного дела Асмоловой О.С., имеющихся в материалах дела, в частности Листа беседы, на момент увольнения Асмолова О.С. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях) не состояла.
Данных о том, что при увольнении Асмолаов О.С. просила обеспечить её жилой площадью по избранному месту жительства не имеется.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на момент подачи заявления в ДЖО МО РФ о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, истица не соответствовала требованиям пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, предъявляемым к гражданам - военнослужащим, либо уволенным с военной службы, нуждающимся в жилых помещениях, поскольку на момент подачи соответствующего заявления не являлась военнослужащим, признанным в установленном порядке нуждающимся в жилых помещениях.
Таким образом, оснований полагать, что Решение ДЖО МО РФ N*** от 18.06.2014г. об отказе Асмоловой О.С. в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является неправомерным, у суда не имелось.
Поскольку Асмолова О.С. на момент увольнения из Вооруженных сил РФ не была признан в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях, вывод суда об отказе в иске является верным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Асмолова О.С. не была извещена надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный.
Из материалов дела следует, что судом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, направлялось уведомление Асмоловой О.С. о дате и времени рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
Из материалов дела усматривается, что в ходе рассмотрения дела интересы Асмоловой О.С. по доверенности представлял Ворожбит В.М., который принимал участие в судебном заседании при вынесении решения.
По смыслу ст. 54 ГПК РФ, представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия.
Таким образом ссылка Асмоловой О.С. в апелляционной жалобе на нарушение своих процессуальных прав является несостоятельной.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Асмоловой О.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.