Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего Сергеевой Л.А.
и судей Федерякиной Е.Ю., Вишняковой Н.Е.
при секретаре Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю.
дело по апелляционной жалобе СНТ "Коллективный сад N4", Андреева Ю.С. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 07 мая 2015 года, которым постановлено: заявление Садоводческого некоммерческого товарищества "Коллективный сад N4", Андреева Ю.С. об обжаловании решения окружной комиссии Префектуры СВАО г.Москвы от 12.02.2015г. N* по пресечению самовольного строительства, о признании незаконными действия Управы Лосиноостровского района г.Москвы по обязанию членов СНТ "Коллективный сад N 4" освободить земельный участок и совершить демонтаж находящихся на нем строений оставить без удовлетворения.
установила:
СНТ "Коллективный сад N4", Андреев Ю.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения окружной комиссии Префектуры СВАО г.Москвы от 12.02.2015г. N02 по пресечению самовольного строительства, о признании незаконными действия Управы Лосиноостровского района г.Москвы по обязанию членов СНТ "Коллективный сад N 4" освободить земельный участок и совершить демонтаж, находящихся на нем строений, ссылаясь в обоснование требований, что на сновании протокола N1 от 05.04.1967 года на территории земельного участка, имеющего кадастровый номер *****:76, расположенного по адресу: г. *****, владение *, общей площадью ***** кв.м. из числа граждан первого участка ЖЭК N 24 Дзержинского района г.Москвы было организовано добровольное общество коллективного садоводства.
07.03.1968 г. на основании протокола N1 заседания Президиума Дзержинского отделения Московского городского общества охраны природы земельный участок с фруктовым садом был передан коллективу садоводов - членам общества охраны природы, который в дальнейшем должен был именоваться Коллектив садоводов N 4 "Светлана".
Постановлением Совета Министров РСФСР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов N 261 от 18.03.1966г. "О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР" членам садового товарищества было разрешено возводить садовые домики летнего типа полезной площадью от 12 до 25 кв.м.
В период с 1970 по 1978 года членами товарищества возведены садовые домики и сторожка товарищества.
В 1976 году БТИ Бабушкинского Исполкома райсовета проведена техническая инвентаризация всех зданий и строений. На садовые домики и на здание сторожки выданы карточки технического учета как на основные строения.
17.08.2006г. между ДЗР г.Москвы и СНТ "Коллективный сад N 4" заключен краткосрочный договор аренды земельного участка N *****089. Указанный договор не был расторгнут сторонами в установленном законом или договором порядке, не был признан недействительным (незаключенным) на основании решения суда.
16.11.2006 г. ТБТИ СВАО г.Москвы выдана справка на домовладение N *, по адресу: г. *****, в которой указано, что владельцем является СНТ "Коллективный сад N 4", самовольный захват земельного участка отсутствует, на участке расположено 79 строений.
В настоящее время членами СНТ "Коллективный сад N 4" являются 66 человек, большая часть из которых пенсионеры и инвалиды, то есть социально незащищенные группы граждан.
В период с 20 по 24 февраля 2015 года членам товарищества стали поступать уведомления Управы Лосиноостровского района г.Москвы, в которых указано, что согласно решению Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства N 02 от 12.02.2015г. объект в виде 79 шт. нежилых помещений, площадью ***** кв. м., расположенный по адресу: *****, вл. * размещен без оформления земельно-правовых отношений и разрешительной документации; указано на необходимость освобождения земельного участка своими силами и средствами в срок до 28.02.2015г. и на необходимость демонтажа строений, находящихся на нем, в противном случае Префектурой СВАО г.Москвы будут произведены мероприятия по демонтажу имущества членов товарищества. При этом ни СНТ "Коллективный сад N 4", ни его членам не были направлены извещения о дате, времени созыва окружной комиссии по пресечению самовольного строительства в отношении садовых домиков членов товарищества, расположенных на земельном участке.
Заявители считают, что решение окружной комиссии Префектуры СВАО г.Москвы нарушает права товарищества и его членов, как собственников объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, а так же их права на земельный участок, решение нарушает и права товарищества, как арендатора земельного участка по договору аренда от 17.08.2006г. N *****089.
Представители заявителей СНТ "Коллективный сад N 4", ***** Ю.С. в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представители заинтересованного лица Префектуры СВАО г.Москвы в судебное заседание явились, в удовлетворении заявленных требований просили отказать по доводам указанным в отзыве, указали на то, что земельно-правовые отношения заявителей на указанный земельный участок не оформлены. Использование земельного участка без наличия правовых отношений с городом является непосредственным нарушением прав собственника земельного участка - города Москвы.
Представитель заинтересованного лица Управы Лосиноостровского района г.Москвы в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.
Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица ***** Н.М., ***** Г.В., ***** В.Н., ***** ЮЛ. в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просят заявители СНТ "Коллективный сад N4" и Андреев Ю.С.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителей СНТ "Коллективный сад N4" и Андреева Ю.С. по доверенности ***** Ю.В., представителя заинтересованного лица Префектуры СВАО г.Москвы по доверенности ***** В.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом и следует из материалов дела 20.10.2003 года зарегистрировано юридическое лицо "Садоводческое некоммерческое товарищество "Коллективный сад N4".
На основании протокола N 1 от 05.04.1967 года организовано добровольное общество коллективного садоводства в северной части г.Москвы на территории ЖЭК N 24 на земельном участке, принадлежащем санаторию "Светлана".
07.03.1968 г. на основании протокола N 1 заседания Президиума Дзержинского отделения Московского городского общества охраны природы сад санатория "Светлана" передан для обработки коллективу садоводов - членам общества охраны природы, который в дальнейшем должен был именоваться Коллектив садоводов N 4 "Светлана".
Постановлением Совета Министров РСФСР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов N 261 от 18.03.1966г. "О коллективном садоводстве рабочих и служащих в РСФСР" членам садового товарищества было разрешено возводить садовые домики летнего типа полезной площадью от 12 до 25 кв. м.
В июне 1970 года Президиумом Бабушкинского районного отделения Московского городского общества охраны природы в соответствии с указаниями Райкома КПСС и Райисполкома коллективу садоводов N 4 разрешено строительство садовых домиков для каждого члена коллектива размером: 2 метра-длина, 2, 25 метра ширина, 2 метра - высота. Домики должны были быть расположены по углам имеющегося забора.
В 1976 году БТИ Бабушкинского Исполкома райсовета проведена техническая инвентаризация всех зданий и строений. На садовые домики и на здание сторожки были выданы карточки технического учета как на основные строения.
17.08.2006 г. между ДЗР г.Москвы и СНТ "Коллективный сад N 4" заключен краткосрочный договор аренды земельного участка N *****089. Доказательств того, что указанный договор был зарегистрирован, заявителями не представлено.
15.12.2014 года комиссией Госинспекции по недвижимости выявлены незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектом капитального строительства, о чем составлен акт от 15.12.2014 г., согласно которому при проверке участка по адресу: г. *****., вл. *, выявлено, что указанный земельный участок используется гражданами под коллективные сады (огороды). На участке расположены некапитальные объекты (хозяйственные постройки), деревья и кустарники. На размещение указанных объектов (хозяйственные постройки), документация не представлена. Территория огорожена, не охраняется. В акте указано, что по данным информационной системы Реестра единых объектов недвижимости (ИС РЕОН) земельный участок с кадастровым номером *****:076, расположенный по адресу: г. *****, вл. *, оформлен Департаменту торговли и услуг города Москвы договором безвозмездного срочного пользования от 08.08.2014г. N М*****563 по 01.07.2015г., площадью ***** кв. м. для целей эксплуатации кладбища.
12.02.2015 г. состоялось заседание окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, на котором рассмотрено обращение Департамента торговли и услуг города Москвы N 01-15486/4 о том, что на земельном участке площадью 30389 кв.м. по адресу: *****, вл. * расположены строения в количестве 79 шт., площадью 1293 кв. м. Ранее земельный участок был предоставлен по договору аренды от 17.08.2006г. N М*****089 СНТ "Коллективный сад N 4" для использования территории под коллективный сад сроком до 14.10.2007г. В связи с тем, что арендатором не была произведена государственная регистрация договора аренды, указанный договор признан ничтожным и расторгнут с даты его заключения 17.08.2006г.
Решением комиссии, оформленным протоколом N 02 от 12.02.2015 г., объекты и ограждения, размещенные на земельном участке признаны размещенными без оформленных земельно-правовых отношений и без наличия разрешительной документации; Управе Лосиноостровского района поручено оповестить о проведении мероприятий через СМИ, поручено демонтировать незаконно размещенные объекты и переместить их на специально организованную площадку для хранения, предоставить в Управление строительства акт сноса (демонтажа) объектов и фотоматериалы до, во время и после сноса.
16.02.2015 года Управой Лосиноостровского района г.Москвы членам товарищества направлены уведомления, в которых указано, что согласно решению Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства N 02 от 12.02.2015г. объект в виде 79 шт. нежилых помещений, площадью 29096 кв. м., расположенный по адресу: *****., вл. * размещен без оформления земельно-правовых отношений и разрешительной документации, было указано на необходимость освобождения земельного участка своими силами и средствами в срок до 28.02.2015г. и на необходимость демонтажа строений, находящихся на нем, в противном случае Префектурой СВАО г.Москвы будут произведены мероприятия по демонтажу имущества членов товарищества.
Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N614-ПП уполномочена на проведение проверок использования земельных участков, составление актов при выявлении незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, направление их в течение 1 рабочего дня с даты составления акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы. Комиссией Госинспекции по недвижимости при составлении вышеуказанных актов установлен факт отсутствия документов, являющихся основанием для размещения объектов, в отношении строений, расположенных по указанному адресу, о чем составлен акт по установленной форме и направлен в установленном порядке в префектуру СВАО г.Москвы.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N 614-ПП, рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия).
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения, незаконно размещенные на земельных участках объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, - объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, в том числе нестационарные торговые объекты, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Документы, являющиеся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства:
- действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для
реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения
нестационарных торговых объектов;
* действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении;
* действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом
* действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта,
не являющегося объектом капитального строительства;
* действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
* свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта.
В соответствии с Положением об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 г. N 234-ПП, Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа города Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов строительства (реконструкции) объектов, обладающих признаками самовольных построек, и самовольного занятия земельных участков, а также принятия действенных мер по выявлению, профилактике и пресечению самовольного строительства на территории соответствующего административного города Москвы.
Основной задачей Окружной комиссии является рассмотрение фактов самовольного строительства (реконструкции) в соответствии с настоящим Положением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что обжалуемое решение принято компетентным органом, в соответствии с нормами действующего законодательства; обжалуемые действия Управы Лосиноостровского района г.Москвы совершены во исполнение указанного решения, в пределах возложенных полномочий; представленные заявителями документы не являются разрешительной документацией и не подтверждают земельно-правовые отношения; заявителями не представлены относимые, допустимые доказательства обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со статьей 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, которые аналогичны доводам, положенным в обоснование заявленных требований, направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 07 мая 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу СНТ "Коллективный сад N4", Андреева Ю.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.