Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Семенюка А.Н. на вступившие в законную силу постановление судьи Коптевского районного суда города Москвы от 10 августа 2015 года и решение Московского городского суда от 26 августа 2015 по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Коптевского районного суда города Москвы 10 августа 2015 года гражданин Республики Украина Семенюк А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 26 августа 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Семенюка А.Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Семенюк А.Н. просит об отмене состоявшихся судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что его вина материалами дела не доказана, поскольку в ходе производства по делу на него было оказано давление со стороны сотрудников полиции, что повлекло подписание им процессуальных документов, в том числе и протокола об административном правонарушении, без ознакомления с его содержанием, объяснения от его имени были также составлены сотрудниками полиции; в ходе производства по делу ему не был представлен защитник и переводчик; протокол об административном правонарушении был составлен без участия понятых; трудовую деятельность на территории Российской Федерации он не осуществлял, что подтверждается миграционной картой, где в цель визита указана как "частная"; он (Семенюк А.Н.) зарегистрирован в Хмельницкой области в Республике Украина, призван на военную службу, что подтверждается повестками о призыве из военкомата Республики Украина, считает, что на территории Украины он может быть подвергнут дискриминации; применение к нему наказания в виде выдворения является чрезмерно суровым и противоречит принципам гуманизма, установленным международными правовыми нормами.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу постановление судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 26 августа 2015 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 1.5 ч. 2 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет установлена, вступившим в законную силу постановлением судьи, а в силу ст. 1.6 ч. 2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из протокола об административном правонарушении следует и судьей Коптевского районного суда г. Москвы установлено, что 09 августа 2015 года в 21 часов 50 минут по адресу: Москва, проезд Черепановых, дом 64 в результате проверки требований миграционного законодательства выявлен гражданин Республики Украина Семенюк А.Н., *** года рождения, прибывший в Российскую Федерацию 26 июня 2015 года, который по течении семи рабочих дней со дня прибытия не встал на миграционный учет, чем нарушил требования ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Действия Семенюка А.Н. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Приходя к выводу о наличии в действиях Семенюка А.Н. состава административного правонарушения, судья районного суда сослался на совокупность письменных доказательств по делу, а именно: протокол об административном правонарушении; протокол об административном задержании; рапорт сотрудника полиции; справку УФМС России по г. Москве; информацию из АС ЦБДУИГ ФМС России на имя Семенюка А.Н.; письменные объяснения Семенюка А.Н. и его показания, данные в ходе судебного заседания.
26 августа 2015 года судья Московского городского суда при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда также пришел к выводу о доказанности вины Семенюка А.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судебных инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В силу ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Согласно статьям 20, 22 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" у иностранного гражданина имеется обязанность в случае нахождения в месте пребывания встать на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. С этой целью иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.
После этого, принимающая сторона направляет не позднее семи суток с момента прибытия гражданина в место пребывания уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
Статьей 3 названного Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
16 января 1997 года заключено соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины.
В соответствии с указанным соглашением, граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам, указанным в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению. Граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой Стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания.
Согласно перечню в Приложении N 2 к названному Соглашению к документам для въезда, выезда и передвижения по территории Российской Федерации граждан Украины относится паспорт гражданина Украины.
Как усматривается из материалов дела, Семенюк А.Н. въехал на территорию Российской Федерации 26 июня 2015 года, имеет паспорт гражданина Украины ***, выданный 17 октября 2006 года, миграционную карту серии *** с отметкой о въезде на территорию Российской Федерации 26 июня 2015 года.
Таким образом, Семенюк А.Н. имеет необходимые документы, подтверждающие правомерность его нахождения на территории Российской Федерации, на момент проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства 09 августа 2015 г. предусмотренный указанным выше Соглашением срок безвизового пребывания на территории РФ, не требующий постановки на миграционный учет 90 дней - не истек.
При таких обстоятельствах, у Семенюка А.Н. отсутствовала, предусмотренная ст. ст. 20, 21 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" обязанность по постановке на миграционный учет по месту пребывания, а, следовательно, вывод нижестоящих судебных инстанций о нарушении им правил миграционного учета, предусмотренных статьей 20 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" является неправомерным.
По изложенным основаниям, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 26 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Семенюка А.Н. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Семенюка А.Н. удовлетворить.
Постановление судьи Коптевского районного суда г. Москвы от 10 августа 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 26 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ отношении Семенюка А.Н. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.