Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Президента Общероссийской общественной организации "***" *** А.Г. на постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2014 года, которым Общероссийская общественная организация "***", ИНН ****, юридический адрес: ***, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей,
установил:
25 сентября 2014 года в отношении Общероссийской общественной организации "***" был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление, об отмене которого просит законный представитель Общероссийской общественной организации "***" *** А.Г. в жалобе, указывая на отсутствие вины Общероссийской общественной организации "***" в совершении правонарушения.
Законный представитель Общероссийской общественной организации "***" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён.
Принимая во внимание положения, установленные ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя Общероссийской общественной организации "***", извещённого о времени и месте судебного заседания.
Защитники по доверенностям *** А.С. и *** В.В. в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали.
Представители ГПБУ "Мосприрода" по доверенностям **** Н.А. и *** Т.А. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав защитников и представителей ГПБУ "****", изучив доводы жалобы, нахожу постановление подлежащим отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
Судом установлено, что 25 августа 2014 года в адрес Общероссийской общественной организации "****" государственным инспектором по охране ООПТ Дирекции природной территории "Царицыно" ГПБУ "Мосприрода" *** О.Н. было направлено уведомление N *** о необходимости явки законного представителя Общероссийской общественной организации "***" либо иного лица, действующего на основании доверенности, 25 сентября 2014 года в 10 час. 00 мин. по адресу: ***, для дачи объяснений по административному делу и составления протокола об административном правонарушении, в случае установления вины, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, и совершения иных процессуальных действий. Одновременно в данном уведомлении указано, что поскольку участие лица при составлении протокола признается обязательным, в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о б административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, 25 сентября 2014 года при отсутствии уважительных причин, подтвержденных документально, в отношении законного представителя юридического лица будет составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.
Диспозиция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для лица, умышленно не выполнившего законные требования, в том числе, должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Правонарушение по данной статье заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении, при этом данное правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования указанного выше лица.
Активные действия могут быть выражены в создании препятствий должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, совершить процессуальные действия (осуществить досмотр транспортного средства, произвести изъятие вещей и документов и т.п.) в рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении, в то время как бездействие выражается в уклонении от предоставления по требованию лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, документов, вещей, иных предметов, имеющих отношении к рассматриваемому должностным лицом делу об административном правонарушении.
Повышенная опасность вышеуказанных действий (бездействия) в сфере защиты общественных отношений, связанных с осуществлением деятельности органами государственной власти, заключается в том, что такие действия (бездействие) создают препятствия должностному лицу в своевременном, полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении по делу законного решения.
Между тем, неявка законного представителя юридического лица на составление протокола об административном правонарушении при его надлежащем уведомлении о времени и месте составления протокола не является препятствием для составления должностным лицом данного протокола и принятии решения по делу в случае, если рассмотрении дела относится к компетенции данного должностного лица, либо направлении протокола об административном правонарушении вместе с остальными материалами дела в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях данной категории. В случае неявки по вызову должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, физического лица или законного представителя юридического лица, в отношение которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если их явки признана обязательной, к таким лицам могут быть применены меры процессуального принуждения в виде привода в соответствии с положениями п. 8 ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что в данном случае в бездействии Общероссийской общественной организации "***", выразившемся в неявке 25 сентября 2014 года законного представителя на составление протокола об административном правонарушении по ст. 4.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Кроме того, должностным лицом ГПБУ "Мосприрода" при составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, были допущены нарушения норм действующего законодательства, выразившиеся в следующем.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Из изложенного следует, что лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, должно быть уведомлено о дате, времени и месте составления протокола.
В нарушение указанных положений Общероссийской общественной организации "***" не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. В материалах дела такое извещение отсутствует.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 11 ноября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общероссийской общественной организации "***" отменить, производству по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Общероссийской общественной организации "***" состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Гришин Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.