Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Ковалева Т.И.,
судей
Фефелова З.С.,
Кучеровой Р.В.,
при секретаре Бакиной Т.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении областного суда
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по ... на решение Ленинского районного суда ... от 08.07.2015
по делу по иску Павлова В.В. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по ... о включении периодов участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., пояснения истца Павлова В.В., представителя истца Ефремовой А.В., представителя ответчика УФСКН по ... Лузиной М.В., представителя третьего лица ФКУ "Военный комиссариат ... " Байгуз С.Н., представителя третьего лица Управления ФСБ России по ... Константиновой Е.А., судебная коллегия,
установила:
Павлов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по ... (далее УФСКН по ... ) о включении периодов участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. В обоснование заявленных требований указал, что ( / / ) он уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В этот же день обратился в УФСКН по ... с устным обращением включить в его стаж периоды участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, однако получил устный отказ с указанием на то, что у него отсутствует подтверждение о прохождении военной службы на территории ( / / ) региона России, так как в приказах сведения о льготном исчислении выслуги не отражены. С указанным отказом он не согласен. Полагает, что имеющейся у него выпиской из приказов подтверждено его право на включение спорных периодов участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Кроме того, обстоятельства его участия в указанных операциях подтверждены также и решением Военной прокуратуры о незаконности действий органов и необходимости оплатить вознаграждение, а также ответом Управления ФСБ России по ... , из которого следует, что в спорные периоды он принимал личное участие в боевых действиях. Учитывая изложенное, просил возложить на ответчика обязанность включить в его выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периоды участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона: с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) из расчета один день службы за три дня, взыскать с ответчика расходы на составление искового заявления в размере 3000 руб. 00 коп.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08.07.2015 исковые требования удовлетворены: возложена на УФСКН по ... обязанность включить в выслугу лет Павлову В.В. для назначения пенсии в льготном исчислении периоды участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ) из расчета один день службы за три дня. Взысканы с УФСКН по ... в пользу Павлова В.В. расходы на оплату услуг по подготовке искового заявления в размере 3000 руб. 00 коп.
С таким решением ответчик не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в личном деле Павлова В.В. документов, подтверждающих периоды его участия в проведении контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона ( / / ) республики, для зачета в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях не имеется.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Третье лицо Управления ФСБ России по ... не извещен судом первой инстанции о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В связи с изложенным, в соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания к отмене судебного решения по мотиву нарушения судом первой инстанции п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и наличия основания для рассмотрения дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, 25.11.2015 судом апелляционной инстанции постановлено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Представитель истца Ефремова А.В., истец Павлов В.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УФСКН по ... Лузина М.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивала на ее удовлетворении, дополнительно указав, что Павлову В.В. был засчитан в календарном исчислении срок срочной службы, оснований для включения данного срока в его выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня, нет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления ФСБ России по ... Константинова Е.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, полагая, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат ... " Байгуз С.Н. оставила рассмотрение исковых требований на усмотрение суда.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается, что истец Павлов В.В. проходил службу в Управлении ФСКН России по ... с ( / / ) по ( / / ). На основании приказа Управления ФСКН России по ... от ( / / ), Павлов В.В. уволен со службы подп. 1 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ( / / ) N (по собственному желанию).
На момент увольнения выслуга лет для назначения пенсии составила в календарном исчислении 14 лет 04 месяца 06 дней, в льготном исчислении - 05 лет 00 месяцев 20 дней, всего 19 лет 04 месяца 26 дней.
В период с ( / / ) по ( / / ) истец проходил действительную военную службу по призыву, что подтверждается военным билетом (л.д. 15-27). Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Также судом установлено, что истец во время военной службы по призыву принимал участие в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона Российской Федерации составили с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), с ( / / ) по ( / / ), всего 153 дня (л.д. 8-10).
Период участия Павлова В.В. в контртеррористической операции на территории ( / / ) региона Российской Федерации за указанный период во время прохождения службы по призыву засчитан ему в выслугу лет в календарном исчислении.
По мнению стороны истца, данный срок службы должен был включен в льготном исчислении из расчета один день службы за три дня.
Судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о возложении обязанности на УФСКН по ... включить в выслугу лет Павлову В.В. для назначения пенсии в льготном исчислении периоды участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона с ( / / ) по ( / / ) из расчета один день службы за три дня службы, по следующим основаниям.
Удовлетворяя указанное требование, суд первой инстанции руководствовался положениями части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 N 4328-1, согласно которой военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Между тем, Закон Российской Федерации от 21 января 1993 N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 и Федеральным законом от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе, и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В период с ( / / ) по ( / / ) в ( / / ) Республике чрезвычайное (военное) положение не вводилось, а действовал режим контртеррористической операции (раздел III приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от ( / / ) N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, из названного Постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона "О противодействии терроризму" следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.
Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 19, статья 22).
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции о возложении обязанности на УФСКН по ... включить в выслугу лет Павлову В.В. для назначения пенсии в льготном исчислении периоды участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона с ( / / ) по ( / / ) из расчета один день службы за три дня службы подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права (ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, п. 1 327.1, п. 2 ст. 328, 329,п.п. 3, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08.07.2015 по делу по иску Павлова В.В. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по ... о включении периодов участия в контртеррористических операциях на территории ( / / ) региона в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении- отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении этих требований.
Председательствующий Т.И. Ковалева
Судьи З.С. Фефелова
Р.В. Кучерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.