Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.
судей Гылкэ Д.И.,
Захаровой О.А.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25.11.2015 гражданское (административное) дело по заявлению Цехера Г.Я. о признании бездействия Администрации г. Екатеринбурга незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе заявителя (административного истца) Цехера Г.Я. на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.08.2015
Заслушав доклад председательствующего, объяснения заявителя (административного истца) Цехера Г.Я., заинтересованного лица (административного ответчика) Администрации г. Екатеринбурга Курбатовой А.А., представителя заинтересованного лица Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга Григорьевой Е.И., судебная коллегия
установила:
Цехер Г.Я. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие Администрации МО "г. Екатеринбург" по исполнению требований п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 в части непринятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории двора дома ... в соответствии с нормами санитарного законодательства, в частности в размещении 7 контейнеров на контейнерной площадке, находящейся на расстоянии менее 20 метров от дома, в отсутствие землеотводных документов на земельный участок под размещение контейнерной площадки, отсутствие бордюров и зеленых насаждений (кустарников) по периметру контейнерной площадки; обязать Администрацию МО "г. Екатеринбург" в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Цехера Г.Я. на благоприятную окружающую среду путем организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов в соответствием с нормами санитарного законодательства: утвердить нормы накопления бытовых отходов для населения и организаций МО "г. Екатеринбург"; в жилом секторе по адресам: ... определить в установленном порядке места для размещения контейнерных площадок, количество и емкость дворовых мусоросборников (контейнеров); осуществить отводы земельных участков для размещения контейнерных площадок для сбора бытовых отходов; организовать раздельный сбор мусора; организовать обращение с отходами лечебно-профилактических учреждений по адресам: ... организовать обращение с биологическими отходами организаций, которые занимаются заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения по адресам: ... организовать планово-регулярную систему и режим удаления бытовых отходов; утвердить организацию, ответственную за санитарное состояние территории жилого сектора; осуществить координацию деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; при необходимости передать иным лицам полномочия по размещению и обустройству контейнерных площадок, если данные лица согласятся принять на себя такого рода обязательства. В обоснование требований указал, что после прекращения во второй половине мая 2015 года сбора и вывоза мусора, организованного ТСЖ "Малышева, 21", Администрацией г. Екатеринбурга, являющейся собственником земельного участка по ... , надлежащий сбор и вывоз мусора не организован.
Решением суда в удовлетворении требований заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель (административный истец) Цехер Г.Я. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов указывает, что судом первой инстанции не обоснованно учтены положения п. 3 Правил благоустройства территории МО "г. Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, предусматривающие обеспечение организации работ по благоустройству территории МО "г. Екатеринбург" лицами, являющимися владельцами и (или) пользователями земельных участков, поскольку они не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", п. 1 ст. 216, ст.ст. 210, 265, п. 1 ст. 268 ГК РФ, ст. 71 Конституции РФ, п. 3 ст. 5, п. 2 ст. 20, п. 1 ст. 21 ЗК РФ. Настаивает, что неисполнение Администрацией г. Екатеринбурга своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в квартале улиц Малышева, Хохрякова, Сакко и Ванцетти нарушает его право на благоприятную природную среду.
Заявитель (административный истец) Цехер Г.Я. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на их удовлетворении, представители заинтересованного лица (административного ответчика) Администрации г. Екатеринбурга Курбатова А.А., заинтересованного лица Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга Григорьева Е.И., возражая против апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения.
Заинтересованные лица ТСЖ "ПЖУ", ТСЖ "Малышева, 21", ТСЖ "Малышева, 21/4", извещенные по почте о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, в заседание судебной коллегии не явились.
Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства, определиларассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон и представителя заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Цехер Г.Я. является собственником квартиры по адресу: ... , земельный участок под многоквартирным домом не сформирован.
Согласно письму начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости землеустроительные и кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка по адресу: ... не проводились (т. 1 л.д. 91-143).
В соответствии с актом обследования экологического состояния прилегающей к контейнерной площадке территории в районе здания N по ... от 13.04.2015 N 04/16, проведенного МБУ "Инспекция охраны окружающей среды г. Екатеринбурга" установлено несанкционированное размещение отходов (т. 1 л.д. 163-169).
В связи с этим Комитетом по экологии и природопользованию Администрации г. Екатеринбурга вынесено предупреждение о соблюдении требований законодательства и об административной ответственности от 16.04.2015 (т. 1 л.д. 170-171).
По результатам проведенного МБУ "Инспекция охраны окружающей среды г. Екатеринбурга" 18.05.2015 обследования прилегающей к контейнерной площадке территории в районе здания N по ... установлено нахождение контейнерной площадки в удовлетворительном состоянии, нарушений в области природоохранного законодательства и требований Правил благоустройства города, за которые предусмотрена административная ответственность, не выявлено (т. 1 л.д. 172-176).
Согласно акту обследования территории в границах участка ул. Малышева - ул. Попова - ул. Хохрякова - ул. Сакко и Ванцетти от 17.07.2015 установлено нахождение указанной территории в удовлетворительном состоянии, нарушений в области природоохранного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, не выявлено (т. 1 л.д. 177-185).
Управление многоквартирным домом N по ... осуществляет товарищество собственников жилья.
Настаивая на незаконном бездействии Администрации г. Екатеринбурга по вопросу организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории двора ... в ... , заявитель указывает на нарушение его права на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Устав).
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу ст. 37 Устава администрация г. Екатеринбурга осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями Екатеринбургской городской Думы, правовыми актами администрации города Екатеринбурга.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", подлежащие в силу ст. 48 Устава обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу п. 6 указанных Правил обязанность по обеспечению устройства и содержания контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски возложена на собственников земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченных ими лиц, являющихся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений. Они же обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений; устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски; вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
В п. 35 Правил предусмотрено также, что содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом с элементами благоустройства, придомовой территорией осуществляется собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, организациями, осуществляющими управление многоквартирным жилым домом.
Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что работы по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории, ограниченной улицами Малышева-Попова-Хохрякова-Сакко и Ванцетти являются составной частью работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и должны выполняться организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, либо собственниками помещений многоквартирного дома.
Выводы суда соответствуют разъяснениям, данным в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ N 10 Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при решении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", из которых следует, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч.ч. 3 и 4 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Таким образом, до проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, собственники помещений в таком доме являются законными владельцами этого земельного участка и вправе им владеть и пользоваться в соответствии с его назначением, соответственно должны нести обязанности по содержанию земельного участка.
Исходя из вышеизложенного, на Администрацию г. Екатеринбурга не возложена обязанность по размещению и обустройству контейнерных площадок по указанным заявителем адресам.
Органами местного самоуправления во исполнение функции по организации сбора и вывоза отходов приняты нормативные акты, в частности Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 20.06.2012 N 29/61; Положение "Об организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденное решением Екатеринбургской городской Думы от 27.03.2007 N 18/39.
Как следует из материалов дела, экологический контроль на территории г. Екатеринбурга, осуществляется, в частности Муниципальным бюджетным учреждением "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга", что следует из актов обследования территории от 13.04.2015 N 04/107, от 13.04.2015 N 04/16 (л.д. 155-169 т.2), от 18.05.2015 N 05/103, от 17.07.2015 N 07/44, (л.д. 172-185 т.2), Комитетом по экологии и природопользованию - предупреждение от 16.04.2015 N 26.2-1-/002/397 в адрес ТСЖ "ПЖУ", ТСЖ "Малышева 21/4, ТСЖ "Малышева, 21".
С учетом изложенного оснований полагать, что со стороны Администрации г. Екатеринбурга имеет место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории двора дома N ... не имеется.
Кроме того, суду не представлено достоверных доказательств нарушения права заявителя на благоприятную окружающую среду. Как следует из актов обследования экологического состояния территории, составленных специалистами МБУ "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга" от 18.05.2015 N 05/103, от 17.07.2015 N 07/44, прилегающая к контейнерной площадке территория в районе здания N по ... , территория в границах участка Малышева-Попова-Хохрякова-Сакко и Ванцетти находятся в удовлетворительном состоянии, нарушений природоохранного законодательства и требований Правил благоустройства города не установлено.
Учитывая, что Администрацией г. Екатеринбурга незаконного бездействия по вопросу по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не допущено, нарушение права заявителя на благоприятную окружающую среду на момент рассмотрения дела судом из представленных доказательств с достоверностью не следует, оснований для удовлетворения требований заявителя не имелось.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 13.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя (административного истца) Цехера Г.Я. - без удовлетворения.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Захарова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.