Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Матюшечкина И.А. на постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 2 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ушатова С.Н.,
установил:
постановлением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 2 октября 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Ушатова С.Н. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Матюшечкина И.А. ставится вопрос об отмене постановления судьи, как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления судьи.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно материалам дела 7 июля 2015 года должностным лицом Тернейской государственной районной инспекции Ольгинской ГЗИ Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю в отношении должностного лица - сменного капитана теплохода " ... " Ушатова С.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
Местом нахождения органа, должностным лицом которого проводилось административное расследование, является: п. Терней Тернейского района Приморского края.
По окончании административного расследования в связи с ходатайством Ушатова С.Н. о рассмотрении дела по его месту жительства: "адрес" материалы дела были направлены для рассмотрения в Дальнегорский районный суд Приморского края.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей Дальнегорского районного суда Приморского края не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Указанной нормой установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В данном случае рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Ушатова С.Н. не относится к компетенции судьи Дальнегорского районного суда Приморского края, поэтому при подготовке дела к рассмотрению судья должен был на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вынести определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности в Тернейский районный суд Приморского края.
Следовательно, постановление по делу об административном правонарушении вынесено неправомочным судьей, что является основанием для его отмены и направлении дела, по которому срок давности привлечения к административной ответственности не истек, для рассмотрения по подведомственности в Тернейский районный суд Приморского края.
Кроме того, судьей при рассмотрении дела не учтено, что в соответствии с частью 2 статья 8.17 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 года N 120-ФЗ) административным правонарушением признается нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Как следует из материалов дела, 3 сентября 2015 года в отношении должностного лица - сменного капитана теплохода " ... " Ушатова С.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, в связи с тем, что он 7 июля 2015 года имел на борту судна неучтенную рыбопродукцию лососевых пород рыб: ...
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Дальнегорского районного суда Приморского края исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления судном " ... " деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов либо деятельности по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной или иной продукции из них. При этом суд принял во внимание пояснения капитана судна Ушатова С.Н. о приобретении обнаруженной рыбопродукции у местного жителя для питания экипажа
Данные выводы судьи нельзя признать правильными.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Согласно пункту 11.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года N 385, при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах.
Аналогичные требования также установлены при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации. Пунктом 31.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна пользователям запрещено иметь на борту судов и плавучих средств, рыбопромысловых участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах.
Поскольку Ушатов С.Н. допустил наличие на судне рыбопродукции, не учтенной в приемо-сдаточных документах, его действия являются нарушением правил рыболовства, что влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.
Доводы Ушатова С.Н. о приобретении рыбопродукции для питания экипажа не могут быть признаны обоснованными, поскольку на момент выявления административного правонарушения документы, подтверждающие законность происхождения обнаруженной рыбопродукции на судне отсутствовали. Последующее представление таких документов не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Также при назначении административного наказания необходимо учесть, что предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, являются водные биологические ресурсы, добытые с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" назначаемый в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.17 КоАП РФ административный штраф подлежит исчислению в размере, кратном стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения. Стоимость таких ресурсов должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов. В случае необходимости стоимость биоресурсов может быть определена на основании заключения эксперта. Если правонарушитель произвел продукцию из водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, размер штрафа следует исчислять исходя из стоимости биоресурсов, а не из стоимости произведенной продукции.
С учетом данных разъяснений расчет размера административного штрафа в отношении обнаруженной икры лососевых пород рыб подлежит исчислению из общего количества и стоимости рыбы-сырца, затраченной на изготовление обнаруженной на судне икры.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 2 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ушатова С.Н. отменить.
Дело направить на рассмотрение по подведомственности в Тернейский районный суд Приморского края.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.