Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Старовойт Р.К., Розановой М.А.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Надеждинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района", администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности
по апелляционным жалобам Администрации Надеждинского муниципального района, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района" на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района", расположенное по адресу: Приморский край, Надеждинский район, п. Тавричанка ул. Квартальная, д. 9 до 01.07.2016 года оборудовать здание школы устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района профинансировать мероприятие по оборудованию здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района" устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что в результате проведенной проверки установлено, что в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района" отсутствует устройство молниезащиты здания. Согласно Уставу МБОУ СОШ N 5 является муниципальным учреждением, расположенным на территории Надеждинского муниципального района, ее учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация Надеждинского района Приморского края. Поскольку отсутствие в общеобразовательном учреждении устройства молниезащиты угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников школы, просил суд обязать МБОУ СОШ N 5 в срок до 1 января 2016 года оборудовать здание устройством молниезащиты с получением технического проекта, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией пожарной охраны, а также обязать администрацию произвести финансирование указанных мероприятий.
В судебном заседании старший помощник прокурора поддержал требования.
Представитель МБОУ СОШ N 5 в судебном заседании требования не признала, указав, что законодательством РФ на собственников зданий, строений и сооружений, в том числе и собственников зданий общеобразовательных учреждений, возведенных до 01.01.2003, обязанность по установке молниезащиты как обязательного требования соблюдения норм пожарной безопасности не возложена, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель администрации в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено указанное решение, с которым истец не согласилась, подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В силу ст. 5.1 Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Во исполнение названного положения Правительством Российской было издано распоряжение от 21 июня 2010 года N 1047-р, действовавшее до 1 июля 2015 года, об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 91 указанного распоряжения обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.13, 3.15 - 3.20, абзац первый пункта 3.21, пункты 3.22 - 3.25), 4, 5 (пункты 5.1 - 5.19, 5.30 - 5.32, 5.34 - 5.40), 7 - 9.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д.) (п. 1.1.2).
При этом, в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
На основании п. 1.1.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6, (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.01.2003 N 4145), указанные Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.
Потребитель обязан обеспечить проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии
При приемке после монтажа устройств молниезащиты Потребителю должна быть передана следующая техническая документация: технический проект молниезащиты, утвержденный в соответствующих органах, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны (п.1.2.2, 2.8.2 Правил).
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что МБОУ СОШ N 5 является муниципальным бюджетным образовательным учреждением среднего (полного) общего образования, основной целью которого является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация Надеждинского муниципального района.
Согласно сообщению Управления образования Надеждинского муниципального района от 15.04.2015 года N 437 подведомственные управлению образовательные учреждения Надеждинского района системами молниезащиты не оборудованы.
Поскольку факт отсутствия системы молниезащиты в здании МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района" нашел подтверждение в судебном заседании и не отрицался ответчиками, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, возложив обязанность на администрацию Надеждинского муниципального района произвести финансирование мероприятий по оборудованию устройством молниезащиты, а МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района" оборудовать образовательное учреждение устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что Инструкция по устройству молниезащиты зданий, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280, СО 153-34.21.122-2003, к спорным отношениям неприменима, судебной коллегией признаются необоснованными, поскольку действующее законодательство о техническом регулировании и противопожарной безопасности, в том числе ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 4.21 СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", не освобождает ответчиков от устройства молниезащиты в здании МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5 п. Тавричанка Надеждинского района".
Ссылка в апелляционных жалобах на то, что здание школы возведено в 1973 году не влечет отмену решения, поскольку в силу прямого указания действующего законодательства ответчики обязаны выполнять требования нормативных документов, направленных на повышение уровня противопожарной безопасности.
Иные доводы апелляционных жалоб ответчиков не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 7 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.