Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Шароглазовой О.Н., Кравченко А.И.
при секретаре Витко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N31 п.Новый Надеждинского района", администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности
по апелляционным жалобам администрации Надеждинского муниципального района Приморского края и МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района"
на решение Надеждинского районного суда Приморского края от 07 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию Надеждинского муниципального района Приморского края возложена обязанность профинансировать мероприятие по оборудованию здания МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п.Новый Надеждинского района" устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты. На МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района", расположенное по адресу: Приморский край, Надеждинский район, п. Новый ул. Молодежная, д. 12, возложена обязанность в срок до 01.07.2016 оборудовать здание детского сада устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.
Заслушав доклад судьи Шароглазовой О.Н., выслушав пояснения прокурора Заика О.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой Надеждинского района Приморского края проверки установлено, что в МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района" отсутствует устройство молниезащиты здания. Согласно Уставу МКДОУ ДС N 31 является муниципальным учреждением, расположенным на территории Надеждинского муниципального района, ее учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация Надеждинского района Приморского края. Поскольку отсутствие в общеобразовательном учреждении устройства молниезащиты угрожает жизни и здоровью обучающихся и работников школы, просил суд обязать МКДОУ ДС N 31 в срок до 1 января 2016 года оборудовать здание устройством молниезащиты с получением технического проекта, утвержденного в соответствующих органах, согласованного с энергоснабжающей организацией и инспекцией пожарной охраны, а также обязать администрацию произвести финансирование указанных мероприятий.
Старший помощник прокурора в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настояла по доводам, изложенным в иске.
Представитель МКДОУ ДС N 31 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, указав, что законодательством РФ на собственников зданий, строений и сооружений, в том числе и собственников зданий общеобразовательных учреждений, возведенных до 01.01.2003, обязанность по установке молниезащиты как обязательного требования соблюдения норм пожарной безопасности не возложена.
Представитель администрации в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставив в суд письменные возражения, в которых просила в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились администрация Надеждинского муниципального района Приморского края, МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района", их представителями поданы апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, полагая, что судом неверно применены нормы действующего законодательства.
Представители МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N31 п.Новый Надеждинского района" и администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия, не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Судом установлено, что МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района" является дошкольным образовательным учреждением, которое организует обучение по программам дошкольного образования различной направленности, реализует программы дополнительного образования детей.
Учредителем МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района" является администрация Надеждинского района, что следует из п.п.1.8 Устава МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района".
По сообщению Управления образования Надеждинского муниципального района от 15 апреля 2015 года N 437 подведомственные управлению образовательные учреждения Надеждинского района системами молниезащиты не оборудованы.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст.9, 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходил из того, что обязанность по оборудованию здания детского сада устройством молниезащиты лежит на МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района" с получением технического проекта, утвержденного и согласованного в соответствующих органах, а обязанность профинансировать указанное мероприятие - на органах местного самоуправления. Так как обязанности ответчиками не исполнены, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, находит их обоснованными.
Оспаривая решение, МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района" и администрация Надеждинского муниципального района в апелляционных жалобах ссылаются на отсутствие законодательно установленного требования по обеспечению образовательных учреждений устройствами молниезащиты и неправильным применением в этой связи положений материального закона.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с преамбулой указанного закона обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу ст. 20 вышеуказанного закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
В силу ст. 5.1 указанного закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Во исполнение названного положения закона Правительством РФ издано постановление от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно п. 66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения". Разделы 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пункты 4.12, 4.14 - 4.22, абзацы первый и второй пункта 4.23, пункты 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложение Г.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны дошкольные образовательные организации (п. 1.1.1).
При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утв. приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий дошкольных образовательных организаций, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.
Доводы апелляционных жалоб о том, что Инструкция по устройству молниезащиты зданий, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 280, СО 153034.21.122-2003, к спорным отношениям неприменима, судебной коллегией признаются необоснованными, так как в силу действующего законодательства о техническом регулировании и противопожарной безопасности, в том числе ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 4.21 СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", не освобождает ответчиков от устройства молниезащиты в здании МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района".
С доводом апелляционных жалоб о том, что на собственника здания образовательного учреждения не возлагается обязанность устанавливать систему молниезащиты, судебная коллегия согласиться не может.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобах не опровергнуты.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Надеждинского районного суда Приморского края от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 31 п. Новый Надеждинского района" и администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.